Михаил Юрьевич Лермонтов
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно…» (Восприятие, истолкование, оценка.)»
Прежде чем перейти к стихотворению, разбор которого является темой сочинения, хотелось бы вспомнить отношение поэта к людям его круга:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Лермонтов рассуждает как дуалист, резко ощущающий двусторонность своей психики, как человек, обреченный на постоянное пребывание «между двух жизней в страшном промежутке». Такое существование осложняется острым одиночеством, когда люди кажутся бездушными, а их лица напоминают маски.
Весь во власти своей необузданной фантазии, он пишет исключительно на основании своего внутреннего опыта, страшно болезненно чувствует и переживает всю непримиримость двух противоположных начал, двух стихий своей души: небесного и земного, и в ней видит основную причину трагедии своей жизни.
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Существует вечный антагонизм между небесной душой и «невольным», обременительно тяжким «спутником жизни» — телом; как бы они ни были связаны между собой в краткий положенный им срок совместного существования, они тяготеют в разные стороны.
Любить… но кого же?.,
на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? —
там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно…
Поэта влечет к себе ночь, небо, звезды и луна. В тихую лунную ночь расцветают его сады, пробуждается мир его чарующих грез, и легкокрылая фантазия совершает свой горний полет, уносит в «далекие небеса». Слабый луч далекой звезды «несет мечты душе его больной», и ему тогда «свободно и легко». Звезды на чистом вечернем небе ясны, как счастье ребенка; но иногда, когда он смотрит на них, душа его наполняется завистью.
Он чувствует себя несчастным оттого, что «звезды и небо — звезды и небо, а он человек». Людям он не завидует, а лишь «звездам прекрасным: только их место занять бы хотел».
Есть чудная «птичка Надежда». Днем она не станет петь, но только что «земля ус^ет, одета мглой в ночной тиши», она «на ветке уж поет так сладко, сладко для души, что поневоле тягость мук забудешь, внемля песне той». И его душа, родственная небесам, стремится ввысь; ока хотела бы и физически оторваться от грешной земли, расстаться со своим «невольным спутником жизни», со своим телом. А жизнь реальная, с ее проблемами и страстями, кажется глупой шуткой.
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Со временем поэт осознал себя ближе к действительности, опыт его расширился в сторону изучения окружающих людей, быта и общества, и если он не окончательно отрешился от своей антитезы, то, безусловно, смягчил ее. В творчестве его появились гражданские, социальные мотивы, хотя налет грусти все равно остался.
По сложности и богатству своих мотивов поэзия