Михаил Юрьевич Лермонтов
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» (восприятие, истолкование, оценка)»
Поэзия Лермонтова заключает в себе тончайший лиризм и гражданскую страсть, небывало глубокое проникновение во внутренний мир человека и в жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. «Боже мой! Какой роскошный талант! Право, в нем таится что-то великое», — говорил Белинский, оценивая раннее творчество Михаила Юрьевича, и не ошибся!
Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека этой эпохи, тем самым проясняла источники его страданий, указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность.
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» было написано по поводу новогоднего бала-маскарада. Поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:
Как часто пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски…
Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей. Это он подчеркивает такими эпитетами, как «при диком шепоте затверженных речей», «образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски». Поэт как бы абстрагируется, находится вне окружающей суеты.
Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Женщины на этом балу внешне красавицы, а внутренне похожи на кукол-марионеток. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать лирического героя. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием». Но нашему герою скучно среди них. И вот в своих мыслях он уносится в родные, милые его сердцу края. В воспоминаниях он видит Тарханы, где провел детство:
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…
Здесь идет явное противопоставление бездушного мира высшего общества истинно живой природе:
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Этот край безмерно дорог Лермонтову своей простотой и живостью. Автору чужда мишура окружающих его людей. Его душа тянется к естественности и искренности, давно забытым в «высшем свете». Природа не может играть, лукавить, лицемерить, обманывать ради собственной выгоды или в угоду мелкому тщеславию. И идеал его возлюбленной подобен по своей естественности природе:
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Для того, чтобы описать это светлое видение, автор использует эпитет «с глазами, полными лазурного огня», сравнивает улыбку с «молодым днем». Это одухотворенная красота неискушенного создания. Через образы природы автор раскрывает нам этот идеал. Тем самым он еще раз подчеркивает всю пошлость окружающих его на балу людей.
Но вот видение рассеивается, и он вновь оказывается среди ненавистной ему толпы:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незваную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Мечтания, живые, свежие мысли чужды на этом балу лицемерия, глупости, интриги, пустой самонадеянности. Очнувшись, автор еще острее видит всю пустоту окружающих людей. Усиливается его неприятие чуждого ему мира «высшего общества». Его чистые мечты, светлые воспоминания детства внезапно рассеиваются, лирического героя вырывают из естественного мира природы, и он уже не может выносить удушающую атмосферу вечной игры. Ему хочется «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью…», тем самым покончить с их пошлым самолюбованием.
Стоит заметить, что стихотворение отличается кольцевой композицией. Произведение начинается и заканчивается описанием картины «высшего света». В середине же мы видим, как лирический герой переносится в детство, снова окунается в естественный мир гармонии. Для этого стихотворения характерно сочетание двух контрастных мотивов — элегии и сатиры.
Мертвенный мир светского общества, как безлюдная пустыня, лишает человека душевных сил. Там немощность и ветхость прячутся под румянами, а разврат, напудренный и набеленный, выступает в качестве добродетели. Здесь невозможно сохранить «пламень чувств» и «веру гордую в людей и жизнь иную». Для того, чтобы не потерять высокие человеческие чувства, надо было встать в героическую позицию человека, порывающего со средой, нужна была внутренняя готовность к свободе от окружающего общества.
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…», как справедливо заметил один из современных Лермонтову критиков, «считается жемчужиной в поэтическом венце Лермонтова».