Михаил Юрьевич Лермонтов
«Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина»: восприятие, истолкование, оценка»
Тема родины проходит через все творчество
Любовь к родине — тема многих произведений М. Лермонтова: «Жалобы турка», «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана». Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году, за несколько месяцев до трагической гибели.
В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость лермонтовской «странной любви» к родине — «Не победит ее рассудок мой» — свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины (военная слава, «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья» для Лермонтова являются высокими понятиями), поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в стихотворении «Прощай, немытая Россия…», написанном в том же году, трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней.
Восхищение родиной подтверждает поэт не только троекратным повтором слова «люблю», но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова.
Сначала автор рисует образ России с ее огромными просторами (дорога, пересекающая леса и степи) и величавыми картинами: «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек ее, подобные морям», затем постигает ее в трепетных подробностях.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» — это еще одна примета родины, которую любит поэт.
Он пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей.
«Родина» — одно из немногих реалистических стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
«Враждующая» сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике, дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков проблемы, волновавшей последующие поколения лириков.
В стихотворении «Родина», по словам
В этом лирическом произведении народ представлен целостно, собирательно и выступает как объект размышления. Суммарная формула «люблю отчизну я» как бы поглощает все единичные проявления этой любви. И даже в самой конкретности заключена известная обобщенность: «пляска с топаньем и свистом» при всей зримости образа — это все-таки и пляска вообще, знак народной России.
Идея стихотворения отразилась и в его композиции. В тексте можно выделить две структурные части, объединяющие «странную» любовь автора к отчизне.
Язык этого реалистического произведения сохраняет присущую ранним, романтическим стихотворениям Лермонтова выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования красочных эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но автор применяет здесь меньше метафор, особенно развернутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринужденности разговорной речи. Отчизна для Лермонтова — в жизни народа, в его простом бытии, в его горестях и радостях.
Раскрывая в своем понимании родины те черты, которых уже коснулся