Михаил Юрьевич Лермонтов
«Почему Лермонтовский роман называют психологическим?»
Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас своё время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека двадцатых годов девятнадцатого века: умного, не удовлетворенного существующей действительностью, жизнь. Которого так прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой-Григорий Печорин, молодой человек, представоляющий поколение тридцатых годов девятнадцатого века из романа
Но вернёмся к роману Лермонтова. Особенно углублённым психологическим анализом характеризуется центральная его часть- «Дневник Печорина». Впервые в русской литературе появляется такое беспощадное обнажением героем своей личности. Печорин говорит: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипят в груди моей». Привычка к самоанализу дополняется навыками без престанного наблюдения за окружающими. В сущности, все отношения Печорин с людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые увлекают героя своей сложностью и удачными для него результатами. Такого история с Бэлой, история победы над Мери. Похожей была психологическая «игра» с Грушницким.
Если
Многие считали Лермонтова предшественником Льва Толстого, с чем трудно не согласиться, ведь именно у Лермонтова Толстой учился приёмом раскрытия внутреннего мира персонажей, подачи их портретов и речи.
Мятежная натура Печорина отказываются от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури». Он не желает довольствоваться малым, он ждёт от жизни больших чувств, событий ощущений. Отсутствие убеждений-настоящая трагедия для героев его поколения. В «Журнале Печорина» открывается живая, сложная, богатая, аналитическая работа ума. Это доказывает нам не только то, что главный герой-фигура типичная, но и то, что в России много молодых людей, так же трагически одиноких. Печорин причисляет себя к тому жалкому поколению, которые считаются по земле без убеждений. Он говорят: «Мы не способны более к великим жертвам не для блага человечества, ни даже для собственного нашего». Мне становится не по себе от мысли, что
О Печорине можно сказать словами Пушкина, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображён довольно верно, без нравственной душой, себялюбивой и пустой». С таким видел свою поколение Лермонтов.