Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
263 сочинения
«Героические характеры в произведениях М. Ю. Лермонтова»
Сочинение
Творчество великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова приходится на период 30-х годов XIX века — очень сложное время в истории России. Оно связано с правлением императора Николая I, с его жестокими реакционными действиями. Период русской истории времен николаевской реакции можно по праву назвать трагическим и переломным. Это время было трагедией для миллионов людей, наложило свой отпечаток на судьбу целого поколения.
Современники Лермонтова, еще молодые люди, уже ничего не хотели, ни к чему не стремились. Несмотря на свою образованность и просвещенность, они не были способны к активным действиям. Рано состарившись душевно, они уже не могут наслаждаться ни жизнью, ни поэзией, ни искусством. Люди без целей, без идеалов, без стремлений - вот каким видит свое поколение поэт. Поколение, у которого нет настоящего и будущего.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мы видим, что суд в стихотворении “Дума”, посвященном этому поколению, беспощаден. Автор указывает на многие пороки своих современников. Любовь и ненависть - случайные чувства в их сердцах. Хуже того, они “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию - презренные рабы”. Потомки великих отцов, они не смогли продолжить их начинаний, а впереди их ожидает справедливый приговор, когда их память “потомок оскорбит презрительным стихом”.
Поэт не желает мириться с таким положением вещей. Ему нужен герой, но искать его среди сверстников было, по мнению Лермонтова, бессмысленно. И он обращается к истории, чтобы найти там примеры подлинной высоты духа, а также пытается искать их в среде, которой не коснулось тлетворное влияние света, цивилизации, — в среде кавказских горцев.
Упрек “потерянному поколению” звучит в стихотворении “Бородино”. Поэт восхищается героическим прошлым поколения отцов, его самоотверженным подвигом, любовью к родине и выносит приговор своим современникам: “Богатыри— не вы!” Неторопливо, плавно рассказывая об одном из самых трагических событий русской истории, старый солдат вновь переживает все то, что было на поле боя. Его повествование убеждает нас в том, что битва при Бородино — момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран Отечественной войны описывает обстановку перед боем, подчеркивая несуетность, спокойную неторопливость братьев по оружию. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы “постоять головою за Родину свою”, понимают необходимость решительной схватки с врагом: “досадно было, боя ждали”. Они не просят Бога сохранить им жизнь, а думают лишь о том, как одолеть врага, и в этом их мощь. Называя их “богатырями”, именно эту силу духа и стремился подчеркнуть Лермонтов.
Впервые в русской литературе ход событий показан в стихотворении “Бородино” глазами простого участника битвы, нет общей панорамы битвы, придающей помпезность и бутафорность описанию, есть только то, что воспринимается одним человеком. Это помогает показать всю силу трагедии войны, весь ужас происходящего (“смешались в кучу кони, люди”, “в дыму огонь блестел”). Реальность описываемого проявляется в просторечных выражениях. Сравнения упрощены, нет вычурности и изысканности (“французы двинулись, как тучи”, “знамена, как тени”).
По мнению автора, такие люди, как герой стихотворения, и одержали победу над врагом, прежде всего, нравственную победу, память о которой живет в веках:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Мысли Лермонтова о значении этой великой битвы оказались близки Л. Н. Толстому, признававшему, что “Бородино” было зерном его романа “Война и мир”.
Другой пример духовной стойкости человека содержится в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, где автор описывает один из самых трагических периодов истории русского государства - правление Ивана Грозного. Изображенное в произведении историческое прошлое внутренне перекликается с политическими настроениями в обществе времен Николая I. Укрепление царской власти осуществлялось кровавыми методами. В душах людей жил постоянный страх, над страной нависла гнетущая атмосфера всеобщей расправы.
При сходстве политической обстановки эпох Ивана IV и Николая I Лермонтов подчеркивал различное поведение людей. Современники в его глазах - “перед властию — презренные рабы”. В лице же главного героя “Песни...” - купца Калашникова - автор находит образец для подражания. Образ “удалого купца” — это образ цельного человека, способного отстаивать свои принципы, выразителя народной морали, родовой чести и человеческого достоинства, героизма и смелости. Калашников мог бы все честно рассказать царю и избежать смерти, но честь семьи для него дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но умирает победителем. Победа над Кирргбеевичем, обидчиком жены, прежде всего нравственная. Даже еще перед боем опричник был сражен, узнав, кто с ним будет драться и за что.
“Удалой купец” Калашников является истинно героическим характером для Лермонтова. И хотя он изображен не в качестве защитника родной земли, он умеет “постоять за правду до последнева”.
Таким образом, русская история для поэта - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Еще одним подобным источником для Михаила Юрьевича был Кавказ - жилище вольности, суровый край свободы. И именно Мцыри - дитя Кавказа - является одним из наиболее героических характеров, созданных Лермонтовым.
Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью, яркая личность с сильным характером, могущая и любить, и ненавидеть в полную силу, от всей души, а не “случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”. В “одну- но пламенную страсть” сливается в нем любовь к родине и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие три дня побега становятся для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам, дорогим сердцу могилам, хотя герой тоскует и по ним. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за ее свободу. Хотя судьба не подарила Мцыри возможности изведать упоенье битвой, он всем строем своих чувств воин. Суровой сдержанностью он отличается еще с ранних лет:
Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Трагическое одиночество в монастыре закалило его волю. И хотя ему не удается отыскать путь в “родимую страну”, где “люди вольны, как орлы”, найти удовлетворенья своим желаниям, он духовно не сломлен. Его мужество, цельность натуры, героизм являются укором боязливому, бездеятельному и “позорно-малодушному” поколению Лермонтова, которое “вянет без борьбы”.
Такими мужественными, цельными, свободолюбивыми натурами, беззаветно любящими родину и способными “постоять за правду до последнева”, предстают перед нами любимые герои Лермонтова, носители твердых принципов чести и достоинства. Их мы по праву можем назвать героическими характерами, примером для тех, о ком Михаил Юрьевич написал:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Современники Лермонтова, еще молодые люди, уже ничего не хотели, ни к чему не стремились. Несмотря на свою образованность и просвещенность, они не были способны к активным действиям. Рано состарившись душевно, они уже не могут наслаждаться ни жизнью, ни поэзией, ни искусством. Люди без целей, без идеалов, без стремлений - вот каким видит свое поколение поэт. Поколение, у которого нет настоящего и будущего.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мы видим, что суд в стихотворении “Дума”, посвященном этому поколению, беспощаден. Автор указывает на многие пороки своих современников. Любовь и ненависть - случайные чувства в их сердцах. Хуже того, они “к добру и злу постыдно равнодушны”, “перед опасностью позорно-малодушны и перед властию - презренные рабы”. Потомки великих отцов, они не смогли продолжить их начинаний, а впереди их ожидает справедливый приговор, когда их память “потомок оскорбит презрительным стихом”.
Поэт не желает мириться с таким положением вещей. Ему нужен герой, но искать его среди сверстников было, по мнению Лермонтова, бессмысленно. И он обращается к истории, чтобы найти там примеры подлинной высоты духа, а также пытается искать их в среде, которой не коснулось тлетворное влияние света, цивилизации, — в среде кавказских горцев.
Упрек “потерянному поколению” звучит в стихотворении “Бородино”. Поэт восхищается героическим прошлым поколения отцов, его самоотверженным подвигом, любовью к родине и выносит приговор своим современникам: “Богатыри— не вы!” Неторопливо, плавно рассказывая об одном из самых трагических событий русской истории, старый солдат вновь переживает все то, что было на поле боя. Его повествование убеждает нас в том, что битва при Бородино — момент наивысшей духовной мощи русского народа. Скупыми словами ветеран Отечественной войны описывает обстановку перед боем, подчеркивая несуетность, спокойную неторопливость братьев по оружию. Они знают, что завтра многих из них, возможно, не будет в живых, но готовы “постоять головою за Родину свою”, понимают необходимость решительной схватки с врагом: “досадно было, боя ждали”. Они не просят Бога сохранить им жизнь, а думают лишь о том, как одолеть врага, и в этом их мощь. Называя их “богатырями”, именно эту силу духа и стремился подчеркнуть Лермонтов.
Впервые в русской литературе ход событий показан в стихотворении “Бородино” глазами простого участника битвы, нет общей панорамы битвы, придающей помпезность и бутафорность описанию, есть только то, что воспринимается одним человеком. Это помогает показать всю силу трагедии войны, весь ужас происходящего (“смешались в кучу кони, люди”, “в дыму огонь блестел”). Реальность описываемого проявляется в просторечных выражениях. Сравнения упрощены, нет вычурности и изысканности (“французы двинулись, как тучи”, “знамена, как тени”).
По мнению автора, такие люди, как герой стихотворения, и одержали победу над врагом, прежде всего, нравственную победу, память о которой живет в веках:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Мысли Лермонтова о значении этой великой битвы оказались близки Л. Н. Толстому, признававшему, что “Бородино” было зерном его романа “Война и мир”.
Другой пример духовной стойкости человека содержится в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, где автор описывает один из самых трагических периодов истории русского государства - правление Ивана Грозного. Изображенное в произведении историческое прошлое внутренне перекликается с политическими настроениями в обществе времен Николая I. Укрепление царской власти осуществлялось кровавыми методами. В душах людей жил постоянный страх, над страной нависла гнетущая атмосфера всеобщей расправы.
При сходстве политической обстановки эпох Ивана IV и Николая I Лермонтов подчеркивал различное поведение людей. Современники в его глазах - “перед властию — презренные рабы”. В лице же главного героя “Песни...” - купца Калашникова - автор находит образец для подражания. Образ “удалого купца” — это образ цельного человека, способного отстаивать свои принципы, выразителя народной морали, родовой чести и человеческого достоинства, героизма и смелости. Калашников мог бы все честно рассказать царю и избежать смерти, но честь семьи для него дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но умирает победителем. Победа над Кирргбеевичем, обидчиком жены, прежде всего нравственная. Даже еще перед боем опричник был сражен, узнав, кто с ним будет драться и за что.
“Удалой купец” Калашников является истинно героическим характером для Лермонтова. И хотя он изображен не в качестве защитника родной земли, он умеет “постоять за правду до последнева”.
Таким образом, русская история для поэта - неиссякаемый источник богатства и красоты души человека. Еще одним подобным источником для Михаила Юрьевича был Кавказ - жилище вольности, суровый край свободы. И именно Мцыри - дитя Кавказа - является одним из наиболее героических характеров, созданных Лермонтовым.
Мцыри — герой-борец, протестующий против насилия над личностью, яркая личность с сильным характером, могущая и любить, и ненавидеть в полную силу, от всей души, а не “случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви”. В “одну- но пламенную страсть” сливается в нем любовь к родине и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь. Его желание “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”, обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие три дня побега становятся для него временно обретенной волей. Только вне монастыря он жил.
Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам, дорогим сердцу могилам, хотя герой тоскует и по ним. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за ее свободу. Хотя судьба не подарила Мцыри возможности изведать упоенье битвой, он всем строем своих чувств воин. Суровой сдержанностью он отличается еще с ранних лет:
Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
Трагическое одиночество в монастыре закалило его волю. И хотя ему не удается отыскать путь в “родимую страну”, где “люди вольны, как орлы”, найти удовлетворенья своим желаниям, он духовно не сломлен. Его мужество, цельность натуры, героизм являются укором боязливому, бездеятельному и “позорно-малодушному” поколению Лермонтова, которое “вянет без борьбы”.
Такими мужественными, цельными, свободолюбивыми натурами, беззаветно любящими родину и способными “постоять за правду до последнева”, предстают перед нами любимые герои Лермонтова, носители твердых принципов чести и достоинства. Их мы по праву можем назвать героическими характерами, примером для тех, о ком Михаил Юрьевич написал:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны
И перед властию — презренные рабы.