Михаил Юрьевич Лермонтов
««Одинок я, нет отрады» (Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова)»
«Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы
Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма. Позже в стихотворении „Стансы“ появляется новое осмысление этой
Я к одиночеству привык,
Я б не умел ужиться с другом,
Ни с кем в Отчизне не прощусь —
Никто о мне не пожалеет!
Одиночество лирического героя принято им самим добровольно как естественное состояние души
Тема одиночества приобретает у Лермонтова своеобразный оттенок — изгнания, странничества. Мир отвергает героя, но и герой уходит от мира; ни дом ни отчизна не дают ему успокоения:
Изгнаньем из страны родной
Хвалюсь повсюду, как свободой.
Тема изгнанничества является центральной в стихотворении „Тучи“. Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — символы свободы и беспечности. Лирический герои стихотворения несвободен и подавлен. Он сравнивает себя с тучками: они „вечные странники“, а не изгнанники Поэт иронично называет их тоже -изгнанниками». Обращение к тучам нежное — «тучки», а название всего стихотворения обобщеннее и символичнее — «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север- Стихотворение очень динамично благодаря резкому переходу от сопоставления к противопоставлению Большое количество риторических вопросов выражают сомнения тоску лирического героя, его бесконечное одиночество
В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.
В стихотворении „Желанье“ лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:
Дайте раз на жизнь и мне волю,
Как на чуждую мне долю.
Посмотреть поближе мне
А в стихотворении „Узник“ мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать „красавицу младую“ и улететь на коне „в степь, как ветер“. Свобода теперь представляется единственной ценностью в жизни. Но смысл стихотворения в непреодолимости судьбы, а невозможности обрести свободу:
Одинок я — нет отрады стены голые кругом…
Эта тема развивается в балладе „Пленный рыцарь“. Побежденный рыцарь томится в неволе. Понимая, что он не может сам выйти на свободу, рыцарь даже не ждет сверхъестественной помощи:
Нет на устах моих грешной молитвы.
Нету ми песен во славу любезной…
У рыцаря теперь каменные панцирь и шлем, который ему „голову давит“, „шлема забрало — решетка бойницы“, щит — дубовые двери темницы». Заканчивается стихотворение появлением образа смерти — трагической развязки.
Смерть, как приедем, подержит мне стремя:
Слезу и сдерну с лица я забрало!
Смерть выступает в роли оруженосца, слуги. Лирический герой одерживает хоть и горестную, но моральную победу.
Период «безвременья» 40-х годов XIX века, особенности личности самого поэта, наложили отпечаток на содержание и настроение лирики Лермонтова, в которой, по словам
Таким образом, мы видим, что мотивы одиночества преобладают в творчестве