Преподобный Сергей Радонежский
Борис Константинович Зайцев
«Становление характера подвижника Сергия Радонежского.»
Сергий родился в окрестностях Ростова Великого. Родители его — бояре — жили просто, быт был приближен к крестьянскому. Мальчиком Сергия (тогда Варфоломея) посылали за лошадьми в поле.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом. Брат Стефан учился хорошо, Варфоломею же грамота не давалась. Хотя потом Варфоломей позже обогнал своих товарищей, не в способности к наукам была его сила. «Сергий, кажется, принадлежал к тем, кому обычное дается тяжко — зато необычайное раскрыто целиком. Их гений в другой области», — пишет Б. Зайцев.
С каждым годом в Варфоломее все ярче проступают черты будущего инока. Он любит церковь и службы, читает священные книги, постится среды и пятницы. Родители беспокоились, что он слишком изнуряет себя.
Около 1330 года Сергий перебрался с Родителями в Радонеж. Он простится в монастырь. Родители уговаривают не торопиться: «Мы стары и немощны, послужи нам немного. Вот отойдем в могилу, тогда…». Сергий послушался.
У брата Сергия, Стефана, умерла жена, и он тоже принял монашество. Варфоломей навел порядок в домашних делах, завещал имущество брату Петру и двинулся вместе с ним в близлежащие леса. Начались годы отшельничества. Братья срубили «церквицу», освятили ее во имя Святой Троицы. Стефан вскоре не выдержал трудностей пустынножительства — ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Рядом с ним никого не было — ни брата, ни друга, ни учителя. Но он не потерял силы духа, веры. И 7 октября Варфоломей был пострижен м именем Сергий иеромонахом Митрофаном.
Лукавый не оставляет молодого отшельника, без устали искушает его, пугает. Одинокого пустынника посещают жуткие видения: страшные духи грозят изгнать его, келья вдруг наполняется змеями, за стенами — шум, жуткие крики. Но Сергий остается спокоен и терпелив. «Быть может, — пишет Зайцев, — защищало и природное спокойствие, ненадломленность, неэкстатичность. В нем решительно нет ничего болезненного. Полный дух Святой Троицы вел его суховатым. Одиноко чистым путем среди благоухания сосен и елей Радонежа».
Однажды Сергий увидел у кельи медведя, ослабевшего от голода, дал ему хлеба. Косолапый съел. Потом мишка стал навещать монаха, сделался ручным. Сергий отдавал ему половину своего куска хлеба.
Слухи же о подвижничестве Сергия росли. Стали появляться люди, и просили взять к себе. Сергий отговаривал, ведь так трудно жить в лесу. А единственным его желанием было жить и молиться посреди леса. Но Сергий уступил, не разгневался, что прервали его покой и уединение. Число братьев росло. Сергий сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, обувь. Несмотря на то, что Сергий ел очень мало и одевался хуже всех, телесно, был очень крепок — «имел силу двух человек».
Сергий отличался скромностью и не был тщеславен. Когда братия пожелала, чтобы Сергий стал игуменом, он отказался: «Желание игуменства, — говорил, — есть начало и корень властолюбия». И лишь после того, как сам епископ велел принять игуменство, Сергий согласился.
Но многие были недовольны управлением нового игумена. Сергий запретил частную собственность, велел строить амбары, хлебопекарню, кладовые, трапезную, вести хозяйство
Сергий поднял свой крест за всю Россию — благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Но благословение сразу не дал. Сначала сказал князю: «Писание учит, что если враги хотят от нас чести и славы — дадим им; если хотят серебра и злата — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную подобает положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню».
Князь отвечал, что же пробовал, и безуспешно. А сейчас уже поздно — Мамай идет на Русь с новой ордой.
«-Если так — сказал Сергий, — его ждет погибель. А тебя — помощь, милость, слава Господа. Дмитрий опустился на колени. Сергий осенил его крестом.
- Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо шепнул ему: «Ты победишь».
Великий князь заплакал, услышав слова Сергия. И двинулся с войском на Дон, навстречу Мамаю. Путь к отступлению был отрезан: победа или смерть. Вдогонку Сергий послал ему гонца с грамотой: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Святая Троица помогут!».
Пока шла битва, Сергий не прекращал молиться. Он назвал всех павших по именам и наконец сказал: «Мы победили». Сергий благословил победу над татарами. Он благословил и объединение русских земель вокруг Москвы. Сергий не писатель, не красноречивый проповедник и даже не иконописец. Он — святой плотник. «В благоухании его святости явственен аромат сосновой стружки».
Другие сочинения по этому произведению
Образ Сергия Радонежского в творчестве Б. К. Зайцева