Василий Андреевич Жуковский


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
82 сочинения

«Тема памяти в лирике Жуковского»

Сочинение

Жуковский сделал очень много для русской литературы. Он был первым учителем Пушкина, оказавшим на него большое влияние. Принимал живое участие в судьбе поэта. Он считается основоположником русского сентиментализма и романтизма. Его называют «мастером перевода».

Поэзия Жуковского отличается богатством содержания. В своей лирике Жуковский воспевал доброту, веру в искренность и глубину чувств и с грустью говорил о несправедливости земной жизни.

Жуковский писал на многие темы. Большое место в его творчестве занимала, например, тема судьбы («Торжество победителей», «Отрывки из испанских романсов о Сиде»); тема дружбы («Вечер», «Дружба»); проблема добра и зла, любви и счастья («Суд божий»).Богато представлена военно-патриотическая тематика. Но одной из главных, пронизывающих всё творчество поэта, является тема памяти.

Память-понятие жизненно важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом.

Великий французский писатель Флобер справедливо заметил: «Тему не выбирают … в том и состоит секрет шедевра, что тема есть отражение темперамента писателя «.

Когда знакомишься с поэзией Жуковского, невольно представляешь себе его человеком духовно богатого, полным любви к своему народу, к Отечеству.

В тематике Жуковского красной нитью проходит тема памяти об Отечественной войне 1812−1814 гг. Поэт был участником войны в составе народного ополчения. Широким отзвуком войны явилась поэма «Певец во стане русских воинов», в которой он с чувством гордости говорит о славных защитниках Отечества. В начале поэмы поэт вспоминает о дедах, дух которых движет на подвиги храбрых воинов, выступивших на борьбу с захватчиками. Среди славных имен в памяти поэта воскресают имена великих предков: Святослава, девиз которого «мертвые срама не имут»; Дмитрия Донского, который «летит погибельной грозой на рать иноплеменных». Здесь и Петр I, с его победой под Полтавой, и «грозный наш Суворов». Вспоминая о славных предках Жуковский заканчивает замечательным призывом, проникнутым глубокой и искренней любовью к родине:

За них, друзья, всю нашу кровь!

На вражьи грянем силы;

Да в чадах к родине любовь

Зажгут отцов могилы.

Жуковский поёт славу героям, отличившимся в борьбе с Наполеоном, вспоминая подвиги каждого. «Хвала тебе, наш бодрый вождь, герой под сединами!» Это о Кутузове, благодаря которому «не предана Москва на расхищенье». Дальше- «хвала сподвижникам-вождям!» Жуковский вспоминал Ермолова, «витязя юного»; Раевского, вышедшего «против мечей с отважными сынами». Очень тепло пишет Жуковский об известном герое войны 12-го года Василии Давыдове, который в мирной жизни слыл «певцом, вина, любви и славы», на поле боя был «пламенным бойцом». С горечью говорит о любимом всеми Багратионе, ставшем «добычей лютой битвы».

Память о славных сынах Отечества побуждает Жуковского назвать имена и тех великих, которые воспевали славу русских воинов. Он говорит о легендарном Бояне («Слово о полку Игореве»), о Ломоносове, прославлявшем победы Петра, о Державине, писавшем о легендарном Суворове. Это произведение Жуковского и теперь учит нас не только не6 забывать, но и высоко ценить славу наших предков.

После сражения под селом Красным, очевидцем которого был Жуковский. Он написал стихотворение «Вождю победителей» посвященное Кутузову. Здесь воссозданы картины панического бегства наполеоновской армии. В 1813 г. После тяжёлой болезни поэт уходит в отставку, но военная биография оставила глубокий след в его творчестве. Отечественная война, воспоминания о кампании 1812−1814гг., оценка вклада отдельных героев войны в общее дело, воспоминания о славных победах русского оружия — это пожалуй, самые устойчивые темы поэзии Жуковского.

В своих поздних произведениях на эту тему он отдаёт дань идеям официального патриотизма («Русская песнь», «Бородинская годовщина»), но лучшее из них -«К Ермолову». В нём достигается гармония ёмкого, насыщенного глубоким патриотизмом содержания и предельной простоты изложения.

Своеобразным отзвуком 1812 г. Стала в творчестве Жуковского и наполеоновская тема, которая решается теперь в широкой исторической перспективе, в более ёмкой, насыщенной психологизмом манере («Ночной смотр», «Четыре сына Франции»).

Цикл военно-патриотических стихотворений Жуковского является наиболее значительным с идейно-художественной точки зрения.

Тема памяти переплетается в поэзии Жуковского с темой дружбы. Памяти рано ушедших друзей А. Тургенева, Родзянко посвящены стихотворения «На смерть А. Тургенева», где Жуковский утешает себя надеждой на встречу с друзьями в ином мире:



Прости! не вечно жить! Увидимся опять;

Во гробе нам судьбой назначено свиданье!

Тема памяти раскрывается и в интимной лирике Жуковского, которая связана в основном с именем М. Протасовой. Поэт горячо любил эту девушку, но не смог получить согласия на брак с нею. Её выдали за другого, а через 6 лет она погибла во время родов, Жуковский долго и тяжёло переживал разрыв с любимой женщиной, и эти настроения нашли отражение в его стихотворениях, посвященных воспоминаниям о былом, проблеме счастья, злого рока («Воспоминание»). Однако общий настрой стихотворений заставляет вспомнить пушкинское «печаль моя светла.» Настроение это выражено Жуковским в замечательных строчках, и теперь звучит для нас, потомков, высоким нравственным заветом:

О милых спутниках, которые наш свет

Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской: их нет;

Но с благодарностью: были.

В конце жизни думы поэта снова обращаются к народу. До конца своих дней он помнил о необходимости иметь народную литературу, которая бы отражала интересы народа всех слоёв и возрастов. С этой целью он много пишет и переводит для детей. В 1831 г., как бы соревнуясь с Пушкиным, сочиняет сказку «О царе Берендее», пишет ряд стихотворений для детей: «Жаворонок», «Птичка», «Котик и козлик».

Последние произведение Жуковского стало лирическое стихотворение «Царскосельский лебедь», в своеобразной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего своё поколение — поколение «славного века Екатерины «- своё одиночество в новую историческую эпоху.

Таким образом, тема памяти проходит через всё творчество писателя, раскрывается она на высоком идейно-нравственном материале, и поэтому до сих пор сохраняет свою актуальность, свой высокий морально- нравственный потенциал.