Василий Андреевич Жуковский
«Стихотворение В. А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).»
«Его стихов пленительная сладость / Пройдет веков завистливую даль» — так сказал о Жуковском Пушкин, который считал себя его учеником, высоко ценил поэтическое мастерство Жуковского и любил его как человека. Свыше пятидесяти лет посвятил Жуковский литературной работе и занял свое, достойное место в истории русской поэзии.
В 1822 году
Темой стихотворения «Море» является одухотворение природных начал жизни через выявление их поэтических свойств. По жанру это элегия, что подразумевает мелодичность и напевность стиха. Начинается произведение с чисто пейзажной зарисовки:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован, над бездной твоей.
Внутренний мир лирического героя созвучен переживаниям природы. Именно она становится причиной душевного трепета героя. Жуковский передает переживания, глубоко прочувствованные им. Море близко поэту, как могут быть близки две стихии — «безмолвное… лазурное море» и «далекое, светлое небо».
При описании поэт использует эпитеты, передающие полутона, промежуточное настроение: «смятенный», «тревожный», «светозарная лазурь». С помощью них создается атмосфера взволнованности и тревоги. Лирическое «Я» героя находится под воздействием каких-то чар.
Стихотворение построено на приеме олицетворения. Однако Жуковский не просто одухотворяет природу, но наделяет ее способностью чувствовать. Чувства, переживания здесь предельно обострены, исполнены особым лиризмом. Море символизирует человеческую душу, которая наполнена любовью, тоскою и ожиданием. Небо — символ возлюбленной. В море (как и в душе человека) отражается блеск звезд. Это один из самых ярких образов русской поэзии: «Ты чисто в присутствии чистом его».
Поэт говорит о силе нравственного преображения любви. Центром романтического мира Жуковского является душа, она мерило настоящих ценностей. Душа связует два мира, она способна преодолеть ограниченность земного существования.
До Жуковского море было символом свободы. Поэт по-новому осмысляет этот образ. В его создании участвуют эпитеты «безмолвное», «лазурное»; олицетворение «ты живо, ты дышишь, тревожной душою исполнено ты», «грудь твоя дышит», «ты бьешься», «ты воешь»; лексика возвышенная, иногда устаревшая: «бездна», «любовь смятенная». При создании образа предпочтение отдается глаголам: «дышишь», «движет», «тянет», «ласкаешь», «льешься», что говорит об активном использовании приема одушевления, создания динамичности образа. Даже интонационный рисунок помогает автору передать очень важные моменты взволнованности и тревожности:
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
И мгла исчезает, и тучи уходят.
Море в стихотворении Жуковского предстает как символ тоски и печали, тотального одиночества человека. Об этом говорит и сам жанр элегии как вид лирики романтического плана, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире.
В этом стихотворении Жуковский развивает традиционный романтический мотив двоемирия. Отсюда такая притягательная власть неба над морем. Образ неба создается за счет отражения его в море:
Таинственной, сладостной, полной жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его;
Ты льешь его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь.
Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него».
Внимание к человеку, к его душевным переживаниям, признание его высоких достоинств, умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту природы — все это неоспоримые достоинства поэзии Жуковского. Влияние его творчества выходит далеко за пределы его эпохи. Оно сказалось, например, в стихах Тютчева и Фета, позднее — в поэзии Александра Блока.