Хамелеон
Антон Павлович Чехов
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
35 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»»
Сочинение
Его врагом была пошлость,
он всю жизнь боролся с ней.
М. Горький
А. П. Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Начав писать очень рано, еще в юности, Чехов скоро получил высокую оценку не только читателей, но и критиков. Больше всего его привлекала правда жизни, которой он не изменил ни в чем, стремясь отображать в своем творчестве жизнь «такой, какова она есть на самом деле».
А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с «пошлостью пошлого человека». Раскрывается эта тема и в рассказе «Хамелеон».
Сюжет этого рассказа довольно прост: по базарной площади идет полицейский надзиратель Очумелов с городовым. Они слышат крики в стороне и видят, как собирается толпа. Подойдя, блюстители общественного порядка узнают, что Хрюкина — золотых дел мастера — за палец укусила собака, совсем еще щенок. Больше всего внимания уделено попыткам надзирателя узнать, чья это собака, чтобы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.
Чехова не зря называют замечательным мастером детали, поскольку применяя различные художественные приемы, великий писатель мастерски раскрывает перед нами сущность человека, его настоящее внутреннее содержание.
Называя Очумелова хамелеоном, Чехов подчеркивает такие его черты, как способность умело приспосабливаться к окружающей среде, легко меняя мнения и взгляды. В данном рассказе решение Очумелова зависит лишь от той информации, в которой он сейчас остро нуждается: чья это собака? Если щенок ничей, то собака превращается в «бродячий скот», «бешеную», «ни шерсти, ни вида... подлость одна только», и, без сомнения, подлежит истреблению, в то время как укушенный Хрюкин считается незаслуженно пострадавшим, чуть ли не героем. Но вот кто-то из толпы, внимательно наблюдающий за развитием событий, предполагает, что собака — генеральская, и Очумелова будто подменяют. Собака уже — «маленькая», «нежная тварь», «цуцык этакий», а золотых дел мастер — выдумщик, притворщик, «болван», который «сам виноват» и которому «нечего свой дурацкий палец выставлять».Самое смешное здесь, что предположения о хозяине собаки меняется очень быстро, и так же незамедлительно изменяются решения Очумелова, которого от этих противоречий бросает то в жар, то в холод. Сам надзиратель абсолютно не замечает, что говорит противоположные вещи, для него главное — не добиться истины, не устранить беспорядки, а угодить вышестоящему влиятельному лицу, которое может оказаться хозяином собаки, нарушившей спокойствие в городе.
Так же мгновенно, как меняется взгляд Очумелова на ситуацию, изменяется и его речь: то грубая и угрожающая, то унизительно-заискивающая, лебезящая. В самом начале, когда надзиратель еще не знает причины беспорядка и не может оценить общественного положения противников, его речь настолько неправильна, что сразу дает нам возможность в полной мере оценить его умственные способности: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
Обличая в рассказе «Хамелеон» невежество, грубость, лицемерие, подхалимство, чинопоклонничество, Чехов дает нам понять, что это далеко не единственный случай подобного нравственного убожества и морального обнищания. Перед нами открывается болезнь эпохи, заразившая все общество, и своим творчеством Чехов хотел если не излечить ее, то хотя бы заставить людей задуматься, увидеть себя со стороны, поскольку исправлять подобные болезни можно только изнутри, начиная с себя.
он всю жизнь боролся с ней.
М. Горький
А. П. Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Начав писать очень рано, еще в юности, Чехов скоро получил высокую оценку не только читателей, но и критиков. Больше всего его привлекала правда жизни, которой он не изменил ни в чем, стремясь отображать в своем творчестве жизнь «такой, какова она есть на самом деле».
А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с «пошлостью пошлого человека». Раскрывается эта тема и в рассказе «Хамелеон».
Сюжет этого рассказа довольно прост: по базарной площади идет полицейский надзиратель Очумелов с городовым. Они слышат крики в стороне и видят, как собирается толпа. Подойдя, блюстители общественного порядка узнают, что Хрюкина — золотых дел мастера — за палец укусила собака, совсем еще щенок. Больше всего внимания уделено попыткам надзирателя узнать, чья это собака, чтобы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.
Чехова не зря называют замечательным мастером детали, поскольку применяя различные художественные приемы, великий писатель мастерски раскрывает перед нами сущность человека, его настоящее внутреннее содержание.
Называя Очумелова хамелеоном, Чехов подчеркивает такие его черты, как способность умело приспосабливаться к окружающей среде, легко меняя мнения и взгляды. В данном рассказе решение Очумелова зависит лишь от той информации, в которой он сейчас остро нуждается: чья это собака? Если щенок ничей, то собака превращается в «бродячий скот», «бешеную», «ни шерсти, ни вида... подлость одна только», и, без сомнения, подлежит истреблению, в то время как укушенный Хрюкин считается незаслуженно пострадавшим, чуть ли не героем. Но вот кто-то из толпы, внимательно наблюдающий за развитием событий, предполагает, что собака — генеральская, и Очумелова будто подменяют. Собака уже — «маленькая», «нежная тварь», «цуцык этакий», а золотых дел мастер — выдумщик, притворщик, «болван», который «сам виноват» и которому «нечего свой дурацкий палец выставлять».Самое смешное здесь, что предположения о хозяине собаки меняется очень быстро, и так же незамедлительно изменяются решения Очумелова, которого от этих противоречий бросает то в жар, то в холод. Сам надзиратель абсолютно не замечает, что говорит противоположные вещи, для него главное — не добиться истины, не устранить беспорядки, а угодить вышестоящему влиятельному лицу, которое может оказаться хозяином собаки, нарушившей спокойствие в городе.
Так же мгновенно, как меняется взгляд Очумелова на ситуацию, изменяется и его речь: то грубая и угрожающая, то унизительно-заискивающая, лебезящая. В самом начале, когда надзиратель еще не знает причины беспорядка и не может оценить общественного положения противников, его речь настолько неправильна, что сразу дает нам возможность в полной мере оценить его умственные способности: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»
Обличая в рассказе «Хамелеон» невежество, грубость, лицемерие, подхалимство, чинопоклонничество, Чехов дает нам понять, что это далеко не единственный случай подобного нравственного убожества и морального обнищания. Перед нами открывается болезнь эпохи, заразившая все общество, и своим творчеством Чехов хотел если не излечить ее, то хотя бы заставить людей задуматься, увидеть себя со стороны, поскольку исправлять подобные болезни можно только изнутри, начиная с себя.
Другие сочинения по этому произведению
Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"(2) Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон" Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (2) Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Краткий сюжет повести Коршунова «Операция Хамелеон» Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (3) Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Что говорят нам фамилии героев в повести «Хамелеон» Анализ рассказа «Хамелеон» и осмысление хамелеонства Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон», как средство характеристики героев Содержание и смысл рассказа А. Чехова «Хамелеон» Обличение самодержавно полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Обличение самодержавно-полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»