Сергей Александрович Есенин
Биография
Биография писателя
Произведения
19 произведений
Сочинения
239 сочинений
«Лирический герой Есенина»
Сочинение
Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с
Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом
«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих
Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает
Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней
Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.
Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в
«самоотчуждение».
Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме
«Черный человек», в образе его демонического двойника.
Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и
Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.
Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»
Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его
Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности
«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»
Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,
Пристанище:
« С каждым днем я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела ….
Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой
Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».
Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –
«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой
Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из
«зазеркалья»:
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора
Спрятал в руках лезвие…».
В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с
Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему
Двойственности самоощущения поэта.
Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ
Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних
Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет
Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его
Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»
Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция
1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.
Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к
Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,
Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые
Сомнения.
Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и
Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были
Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти
Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти
«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,
«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,
«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал
Преобразования в стране.
В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от
Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:
«Новый сеятель
Бродит по полям
Новые зерна
Бросает в борозды
Светлый гость в колымаге
К вам едет». («Преображение», 1917 год)
Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,
Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:
«О новый, новый, новый
Прорезавший тучи день!
Отроком солнцеголовым
Сядь ты ко мне на плетень …»
Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности
Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам
Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит
Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в
Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда
Же:
«Видно в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье…»«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе
Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой
Номах окончательно ее развенчает:
«Я верил … я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все в единое море сольются,
Все сонмы народов, и рос, и племен.
Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что мы взяли в замен?
Пришли те же тупики, те же воры
и вместе с революцией
Всех взяли в плен …»
Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,
Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин
Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,
Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.
Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой
«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»
Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал
От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его
Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит
Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда
И зачем, и повернуть назад она не может:
«… Не знали вы, что я в сплошном дыму
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий …»
Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как
Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее
Натиск:
«… Ну кто же из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался …»
Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это
Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу
Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет
Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,
Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,
Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом
Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в
Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ
Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,
Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью
Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях
Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»
Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была
Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком
Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в
Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,
На что раньше он мог опереться.
Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого
«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою
Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее
Вытеснить, погубить.
Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую
Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его
Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям …».
Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как
Воплощение бездуховного, несущего смерть живому, о чем пишет в своем
Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям
Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь …», но в то же время
Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не
Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
Людоедство, зато у нас душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду
Под смердяковщину …» – писал Есенин из-за границы одному из своих
Друзей.
Также Есенина очень тяготило то обстоятельство, что, уехав из деревни
И живя в городе, он ни в том и ни в другом месте не ощущал себя своим,
Нигде не мог найти свое место.похожи Вы?
Эту игрушку уже называют ХИТОМ
Проверка зрения на рабочем месте! Не нужно идти к ...
Все это вместе взятое – беспокойное, сумбурное время, переворачивающее
Все с ног на голову в сознании людей, – способствовало смятению в душе
Поэта. Он уже не знает, на что ему опереться, ощущает себя оторванным от
Реальности, выброшенным из общего ритма жизни. И это тяжелое для него время
Является очень благоприятным для выхода наружу его «черного двойника» –
Циника, «скандалиста», «хулигана», который всеми силами пытается подавить
Все то светлое, чистое, что есть в душе поэта. И в то же время этот «черный
Двойник» поэта является как бы щитом, за которым Есенин прячется от
Внешнего мира, скрывая свою растерянность и грусть.
Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом
«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих
Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает
Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней
Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.
Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в
«самоотчуждение».
Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме
«Черный человек», в образе его демонического двойника.
Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и
Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.
Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»
Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его
Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности
«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»
Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,
Пристанище:
« С каждым днем я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела ….
Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой
Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».
Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –
«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой
Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из
«зазеркалья»:
«Слушай, поганое сердце,
Сердце собачье мое.
Я на тебя, как на вора
Спрятал в руках лезвие…».
В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с
Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему
Двойственности самоощущения поэта.
Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ
Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних
Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет
Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его
Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»
Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция
1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.
Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к
Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,
Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые
Сомнения.
Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и
Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были
Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти
Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти
«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,
«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,
«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал
Преобразования в стране.
В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от
Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:
«Новый сеятель
Бродит по полям
Новые зерна
Бросает в борозды
Светлый гость в колымаге
К вам едет». («Преображение», 1917 год)
Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,
Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:
«О новый, новый, новый
Прорезавший тучи день!
Отроком солнцеголовым
Сядь ты ко мне на плетень …»
Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности
Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам
Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит
Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в
Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда
Же:
«Видно в смех над самим собой
Пел я песнь о чудесной гостье…»«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе
Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой
Номах окончательно ее развенчает:
«Я верил … я горел…
Я шел с революцией,
Я думал, что братство не мечта и не сон,
Что все в единое море сольются,
Все сонмы народов, и рос, и племен.
Пустая забава!
Одни разговоры!
Ну что же?
Ну что мы взяли в замен?
Пришли те же тупики, те же воры
и вместе с революцией
Всех взяли в плен …»
Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,
Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин
Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,
Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.
Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой
«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»
Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал
От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его
Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит
Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда
И зачем, и повернуть назад она не может:
«… Не знали вы, что я в сплошном дыму
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму
Куда несет нас рок событий …»
Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как
Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее
Натиск:
«… Ну кто же из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался …»
Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это
Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу
Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет
Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,
Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,
Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом
Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в
Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ
Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,
Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью
Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях
Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»
Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была
Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком
Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в
Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,
На что раньше он мог опереться.
Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого
«железным» в ходе индустриализации. Он, как никто другой, ощущающий свою
Связь с природой, опасался, что «эпоха железа» может окончательно ее
Вытеснить, погубить.
Есенин, конечно же понимал необходимость внести изменения в нищую
Русь, приветствовал рождение «стальной» России, о чем говорят многие его
Стихотворения, в частности «Неуютная жидкая лунность» (1925 год):
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям …».
Но поэт боялся «железного» в переносном, метафорическом смысле, как
Воплощение бездуховного, несущего смерть живому, о чем пишет в своем
Произведении «Железный Миргород», восхищаясь техническим достижениям
Америки: «С этого момента я разлюбил нищую Русь …», но в то же время
Ужасаясь царящей там бездуховности: «Человека я пока не встречал, и не
Знаю, где им пахнет. … Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и
Людоедство, зато у нас душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду
Под смердяковщину …» – писал Есенин из-за границы одному из своих
Друзей.
Также Есенина очень тяготило то обстоятельство, что, уехав из деревни
И живя в городе, он ни в том и ни в другом месте не ощущал себя своим,
Нигде не мог найти свое место.похожи Вы?
Эту игрушку уже называют ХИТОМ
Проверка зрения на рабочем месте! Не нужно идти к ...
Все это вместе взятое – беспокойное, сумбурное время, переворачивающее
Все с ног на голову в сознании людей, – способствовало смятению в душе
Поэта. Он уже не знает, на что ему опереться, ощущает себя оторванным от
Реальности, выброшенным из общего ритма жизни. И это тяжелое для него время
Является очень благоприятным для выхода наружу его «черного двойника» –
Циника, «скандалиста», «хулигана», который всеми силами пытается подавить
Все то светлое, чистое, что есть в душе поэта. И в то же время этот «черный
Двойник» поэта является как бы щитом, за которым Есенин прячется от
Внешнего мира, скрывая свою растерянность и грусть.