Василий и Василиса
Григорий Ефимович Распутин
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
2 сочинения
«Сюжет герои проблематика В.Распутина "Василий и Василиса"»
Сочинение
Валентин Распутин — яркий представитель «деревенской прозы» — одного из главных направлений современной литературы. Действие в его произведениях почти всегда происходит в деревне, и главные герои в большинстве случаев простые люди. Писатель исследует особенности национального характера, поднимает нравственные и философские проблемы, задумывается о роли личности в истории.
Удивительна героиня рассказа «Василий и Василиса». Трудолюбивая и работящая, она не знает себе пощады. «Просыпается рано», немного полежав в кровати, обдумывает план на день, в котором работа, работа и еще раз работа. Поднявшись, Василиса «начинает бегать», она «делает тысячу дел» только за утро, и весь день героиня на ногах, «то одно, то другое».
Необычны отношения Василисы с мужем. Он «поднимается не рано: рано ему подниматься незачем», живет он не с Василисой в доме, а в амбаре, и когда заходит к ней в дом, то они не только не разговаривают, но и не смотрят друг на друга. Так же молча они пьют чай за одни столом.
Между тем Василий и Василиса прожили друг с другом долгие годы, вырастили детей. Причиной их размолвки стало пьянство Василия, которое довело до того, что у героини случился выкидыш. Простить своего мужа она не смогла, выгнала за порог и с тех пор ни говорила ему не слова, не замечала его, словно его и не было вовсе.
Горе объединяет людей. Когда внезапно нагрянула война, Василий пришел в дом к жене, и она не выгнала его, а при прощаньи первая подала руку. Ничего больше Василиса себе не позволила. Она проводила на войну двоих старших сыновей и дочь Анну. Автор не говорит громких слов о жизни Василисы в эти трудные годы, но об ее мужестве читатель читает между строк.
Один из ее сыновей не вернулся с войны. Василий пришел позже всех. Казалось, помириться бы им и жить снова вместе. Но нет, Василиса «один раз сделанная», жизненные решения она принимает раз и навсегда. Поразительна цельность характера это простой деревенской женщины. О таких, как она, еще Л. Н. Толстой писал: «Сильные люди всегда просты».
Снова поселился Василий в амбаре, снова они стали жить как чужие. Единственное, что было между ними невидимой связующей нитью — это их дети, которые живут как бы между матерью и отцом, одинаково любят их обоих.
Василий — заядлый таежник, охотник, «без тайги он жить не может», возвращаясь после долгого отсутствия, он своей добычей наделяет всех детей, не забывая, что у него есть семья.
Примечателен в рассказе эпизод сенокоса. Здесь, несмотря на разногласия, вся семья в сборе. Сенокос для села — дело святое. Василий и Василиса и вместе, и врозь одновременно. Они молчат, друг друга вроде не замечают. Но когда героиня от жары вдруг почувствовала себя неважно, Василий переживает за нее, объявляет всем перекур.
Долго Василий не выдерживает своего одиночества. Устав от бирючьей жизни, он приводит в свой амбар молодую жену. «Хозяйка нужна — вот какое дело»,— объясняет он сыну Петру.
Внешне Василиса к ее появлению относится спокойно, однако заглянувшей в гости старухе Авдотье она говорит о сопернице: «Пускай только зайдет — я ей глаза выцарапаю». Неожиданно встретившись с Александрой во дворе, Василиса бросается на нее с гневными ругательствами. Видно, не все еще в ее сердце умерло по отношению к Василию.
Дети Василия и Василисы быстро сближаются с новой женой отца. Героиня досадует на них. «Матерью-то еще не зовешь ее?» — с укором говорит она дочке Насте.
Ко всему привыкает человек. Привыкла и Василиса к присутствию Александры. Она больше не ругалась с ней, но «стала молчаливой, задумчивой». Видно, все же нелегко ей далось это примирение. Все героиня переживает в себе. Ее внутренних терзаний автор не описывает. Но они все же проглядывают в отдельных ее словах и поступках. Так однажды Василиса собралась даже переехать на житье в город к сыну, но потом передумала.
Ярким эпизодом, подчеркивающим всю прелесть образа героини, является ее разговор с Александрой у Насти, когда в доме дочери Василиса застает плачущую Александру. Сначала Василиса удивляется, а потом, как ни странно, начинает успокаивать соперницу. «Слезами горе не зальешь»,— говорит она ей. Даже Александра удивилась происходящему, она смотрела на Василису с испугом, не ожидая, наверное, что в следующую минуту героиня позовет ее к себе успокоиться чаем. «Я на тебя зла не имею, и ты на меня не имей»,— говорит ей героиня. Автор подчеркивает удивительную глубину, мудрость, доброту и простоту русской: души. Когда Александра собирается уйти от Василия, Василиса от всего сердца благословляет ее. «Я за тебя молиться буду»,— говорит она.
Потрясающе трогательна финальная сцена рассказа, разговор Василисы с собравшимся помирать Василием. Герой фактически признает свою вину перед Василисой, ему «стыдно перед смертью». Василиса успокаивает его, плачет. Это примирение делает Василия счастливым, и необыкновенно легко становится на его душе.
Автор повествует об этой истории с удивительно спокойной, ровной интонацией. Мастерски изображая жизнь простой семьи из самой обычной русской деревни, он ставит перед читателем многие жизненно важные вопросы, обращает его внимание к человеческой личности. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...»,— весьма уместны в разговоре об этом рассказе Распутина слова В. Г. Белинского.
Другие сочинения по этому произведению
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Василий и Василиса»