В дороге
Николай Алексеевич Некрасов
Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
5 сочинений
«Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге". (Восприятие, истолкование, оценка.)»
Сочинение
Сюжетная конструкция стихотворения Н.Некрасова достаточно проста. Воспитанная "по-барски", в среде правящего класса, девушка попадает в обычную мужицкую семью, где книга
- редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.
В какой-то мере это судьба "Рабыни Изауры", "Дяди Тома",
- распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.
Совсем иначе звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки всегда емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне. Мы узнаем о том, что новый хозяин "перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк", что навязанного девятнадцатилетнего мужа "барышни-крестьянки" "посадили на тягло", то есть вынудили работать извозчиком, что девушка никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но даже к одежде, типичной для крестьян ("то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко").
Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что "на какой-то потрет все глядит да читает какую-то книжку...". Сына она пытается воспитывать интеллигентно, "учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, каждый день чешет", — что вызывает законную тревогу у мужа: "Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку". Впрочем, как выясняется дальше, девушке не долго осталось жить: "Чай, свалим через месяц в могилу...", хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:
...Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
Стихотворение "сделано" добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо - барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:
...Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за все благодарен.
Точно так же чувствуется, что слушатель не вполне доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: "Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку".
В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова. Все мы знаем чудесный романс "Тройка", но вдумаемся в некоторые строки этой песни.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Продолжить разговоров одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная" женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: "В дороге", "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса", "Маша", "Тяжелый крест достался ей на долю", "В больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках: "От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви". Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" -- про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему". То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864) В "Размышлениях..." конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же происходит в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой..." и, наконец, в знаменитом финале стихотворения "Назови мне такую обитель...". За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.
Как мы видим, стихи Некрасова производили тот же эффект, что и газетные статьи, фельетоны, критическая публицистика. Только в отличие от газетных материалов эти стихи не исчезли в архивах, а живут и будут жить еще долго.
- редкость, где жизнь скотская: работа, пьянка, сквернословие, физическое насилие.
В какой-то мере это судьба "Рабыни Изауры", "Дяди Тома",
- распространенная тема для Америки, но решаемая в западном искусстве чаще всего путем мелодрамы.
Совсем иначе звучит социальная драма в поэтическом изложении русского поэта. Стихотворные строки всегда емкие и несут огромный объем информации. У Некрасова они емкие вдвойне. Мы узнаем о том, что новый хозяин "перебрал по ревизии души и с запашки ссадил на оброк", что навязанного девятнадцатилетнего мужа "барышни-крестьянки" "посадили на тягло", то есть вынудили работать извозчиком, что девушка никак не могла привыкнуть не только к тяжелой работе, но даже к одежде, типичной для крестьян ("то натерли ей ногу коты, то, слышь, ей в сарафане неловко").
Девушка всячески старается защититься от грубой среды тем, что "на какой-то потрет все глядит да читает какую-то книжку...". Сына она пытается воспитывать интеллигентно, "учит грамоте, моет, стрижет, словно барчонка, каждый день чешет", — что вызывает законную тревогу у мужа: "Инда страх меня, слышь ты, щемит, что погубит она и сынишку". Впрочем, как выясняется дальше, девушке не долго осталось жить: "Чай, свалим через месяц в могилу...", хотя муж — мужик любил ее по-своему и как мог потакал ее слабостям:
...Видит Бог, не томил
Я ее безустанной работой...
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой...
А, слышь, бить — так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку...
Стихотворение "сделано" добротно и прочно. Передана стилистика крестьянской речи того времени, виден характер, чувствуется искреннее страдание рассказчика. Очень уместно второе лицо - барин, задающий вопрос, высокомерность которого чувствуется:
...Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи —
Буду, братец, за все благодарен.
Точно так же чувствуется, что слушатель не вполне доволен печальным рассказом и поэтому обрывает ямщика довольно бесцеремонно: "Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку".
В сущности, это не просто стихотворение, это мини-пьеса, полноценный кусок жизни, как бы вырезанный из реальности со всеми подробностями. Эта скорбная тема часто повторяется в творчестве Некрасова. Все мы знаем чудесный романс "Тройка", но вдумаемся в некоторые строки этой песни.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
Разве не страшно, что превращение бойкой дивчины в скотину происходит быстро и неумолимо:
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
Продолжить разговоров одном конкретном стихотворении Некрасова нельзя без краткого обзора его социальной лирики. Ярчайшим проявлением новой лирической темы — социальной — стало стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная" женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: "В дороге", "Перед дождем", "Тройка", "Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая полоса", "Маша", "Тяжелый крест достался ей на долю", "В больнице". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируются и обобщаются в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в знаменитых строках: "От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови уведи меня в стан погибающих за великое дело любви". Так поэт обращается к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" -- про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему". То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и предавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения "Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864) В "Размышлениях..." конкретный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же происходит в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой..." и, наконец, в знаменитом финале стихотворения "Назови мне такую обитель...". За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все "страшно эффектное", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа.
Как мы видим, стихи Некрасова производили тот же эффект, что и газетные статьи, фельетоны, критическая публицистика. Только в отличие от газетных материалов эти стихи не исчезли в архивах, а живут и будут жить еще долго.
Другие сочинения по этому произведению
Стихотворение Н.А.Некрасова "В дороге" (Восприятие, истолкование, опенка) АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге» Анализ стихотворения Н. Некрасова "В дороге"