Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова
Древнерусская литература
«Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»»
«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых — начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно — «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей — вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем — прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал…». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы — он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны — жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы — солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) — с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе —
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! -
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» — о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.
Другие сочинения по этому произведению
Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — патриотический памятник древнерусской литературы Автор «Слова о полку Игореве». Анализ «Слова о полку Игореве» Гимн, посвящённы Русской земле, русскому народу Каким вы представляете себе автора «Слова…»? Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игоре» Кем был автор «Слова о полку Игореве»? Князь Игорь-защитник Отечества (по произведению «Слово о полку Игореве») Креонт и Антигона (по трагедии Софокла «Антигона») Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве» Образ автора «Слова о полку Игореве» Образ автора в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве». Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Патриотизм и нравственные проблемы в произведении «Слово о полку Игореве» Русь в произведении «Слово о полку Игореве» Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю? Ярославна — один из важнейших образов «Слова о полку Игореве»