Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим
Чарльз Диккенс
Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
8 сочинений
«Жанр романа «Дэвид Копперфилд» Ч. Диккенса»
Сочинение
В истории становления и развития английского реализма роман Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфилд» (1849—1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как «Холодный дом» и «Крошка Доррит», этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев.
«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики на автобиографичность романа, «Дэвид Копперфилд» все же является художественно воссозданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.
В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует как образу и характеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему известным. Например, Дэвид Копперфилд очень напоминает самого писателя, комедийный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а образ Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.
Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.
И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем, в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде наследства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, уже отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно воссозданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми деталями.
Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев, Дэвид убеждается, что тетушка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря тетушкой своего состояния окончательно отрезвляет Дэвида. «Большие надежды», связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно осознает, что только упорный труд и сознательное воспитание в себе лучших человеческих качеств приведут его к успеху. Путь к счастью, который проходит Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных прозрений. Таким образом, перед нами предстает еще одна «история молодого человека», которыми так богата литература XIX в.
С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» налицо все признаки классического «романа воспитания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Однако в романе Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением хода событий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по существу, генетически предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не только роман автобиографический, но и социально-психологический.
Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, социально-психологический, философский роман.
«Дэвид Копперфилд» — первый и единственный опыт писателя в жанре автобиографического романа. И хотя он сам неизменно опровергал указания критики на автобиографичность романа, «Дэвид Копперфилд» все же является художественно воссозданной биографией писателя с детства до 1836 г., то есть до того момента, когда Чарльз Диккенс стал знаменитым писателем.
В образах и характерах героев романа содержится много такого, что соответствует как образу и характеру самого Чарльза Диккенса, так и людям, хорошо ему известным. Например, Дэвид Копперфилд очень напоминает самого писателя, комедийный Микуобер — его отца — Джона Диккенса, а образ Доры является почти точным воспроизведением образа Мэри Биднел — первой любви писателя.
Есть в романе и целые сцены, очень напоминающие реальные жизненные ситуации, в которых непосредственным участником был сам писатель. Например, сватовство и женитьба Дэвида повторяют историю сватовства Диккенса к Кэтрин Хоггард, ставшей впоследствии его женой — миссис Диккенс.
И все же писатель не воссоздает в своем романе конкретные лица, а рисует типические образы. История главного героя в «Дэвиде Копперфилде» совершенно правдива. И хотя в этом романе Диккенс не ставит масштабных социальных проблем, в нем уже присутствуют все признаки социального романа. Сказочный элемент с мальчиком сиротой, на которого как с неба сваливается состояние в виде наследства, меняющее в одно мгновение многострадальную жизнь героя, уже отсутствует в «Дэвиде Копперфилде». Зато присутствует художественно воссозданная писателем реальная жизнь с тщательно выписанными бытовыми деталями.
Осиротев и испытав обиды и унижения, герой Чарльза Диккенса Дэвид Копперфилд попадает к доброй тетушке, которая кажется ему сказочной феей. Но повзрослев, Дэвид убеждается, что тетушка Бетси всего лишь суетливая старая дева, а потеря тетушкой своего состояния окончательно отрезвляет Дэвида. «Большие надежды», связанные с тетушкиным состоянием, лопнули как мыльный пузырь, но Дэвид Копперфилд находит в себе силы, которые помогают ему прозреть: он постепенно осознает, что только упорный труд и сознательное воспитание в себе лучших человеческих качеств приведут его к успеху. Путь к счастью, который проходит Дэвид, долог и сопровождается целым рядом тяжких испытаний и болезненных прозрений. Таким образом, перед нами предстает еще одна «история молодого человека», которыми так богата литература XIX в.
С первого взгляда в «Дэвиде Копперфилде» налицо все признаки классического «романа воспитания» типа гетевского «Вильгельма Мейстера». Однако в романе Диккенса жизненный путь героя воссоздается не последовательным соблюдением хода событий, а прихотливой игрой его памяти, что, «по существу, генетически предвосхищает прозу М. Пруста и Д. Джойса». «Дэвид Копперфилд» — это роман о воспоминаниях героя и их роли в его жизни, а следовательно о времени и чувствах, вызванных памятью. С этой точки зрения перед нами не только роман автобиографический, но и социально-психологический.
Вместе с тем Диккенс не просто фиксирует на страницах своего романа опыт жизни Дэвида Копперфилда, а подвергает этот опыт сложнейшему этическому анализу, на основе которого возникает новое понимание природы добра и зла. И в этом смысле данный роман является еще и философским. Таким образом, у нас есть все основания утверждать, что «Дэвид Копперфилд» — это автобиографический, социально-психологический, философский роман.
Другие сочинения по этому произведению
Сочинение по роману Диккенса «Дэвид Копперфилд» Жизнеутверждающее звучание романа Чарльза Диккенса Какой должна быть хорошая школа? (по роману Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд») трицательные персонажи в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Тема воспитания в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд» Тема воспитания и становления в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфильд» Отрицательные персонажи в романе Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд»