Сотников
Василий Владимирович Быков
Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
36 сочинений
«На пороге бездны (по повести Быкова «Сотников»)»
Сочинение
Через много лет после победы советского народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков возвращается к теме войны, так как видит истоки победы в нравственной силе народа. В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.-
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
Идя на выполнение задания, герои по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход» внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательство только во имя спасения собственной жизни.
Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будем служить великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицай, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть а бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что он убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других наравне с собой. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат.» «Иди ты к черту!»— следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник видел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание своего падения перед товарищами, осуждение, страдание и, в конечном итоге, искупление вины.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одно из самых сильных качеств в повести «Сотников». Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться, той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сей час смерть не имеет смысла, она ничего не изменит.» Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеет смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, до которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за тяжкие преступления.
В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.
В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
Идя на выполнение задания, герои по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход» внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Рыбак стал на путь предательство только во имя спасения собственной жизни.
Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будем служить великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицай, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть а бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что он убежит.
В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других наравне с собой. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: «Прости, брат.» «Иди ты к черту!»— следует ответ.
Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник видел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание своего падения перед товарищами, осуждение, страдание и, в конечном итоге, искупление вины.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одно из самых сильных качеств в повести «Сотников». Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться, той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сей час смерть не имеет смысла, она ничего не изменит.» Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеет смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, до которой приз церкви был вручен автору «Сотникова» кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за тяжкие преступления.
В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.
Другие сочинения по этому произведению
«Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» и В. Быкова «Сотников») «Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \'Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы — В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Анализ повести Быкова «Сотников» Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников" Характеристика Сотникова в одноименной повести Василя Быкова Характеристика образа Рыбака в повести Быкова "Сотников" Нравственные образы повести В. Быкова “Сотников" Нравственный выбор героев в повести В.Быкова "Сотников" Подлинный и мнимый героизм ("Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (1) Великая Отечественная война в произведениях XX века (На примере повести В. В. Быкова «Сотников») Подвиг народа бессмертен (По произведениям современной литературы о Великой Отечественной войне) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов). По повести В. В. Быкова «Сотников» «Сотников» Быков - Человек на войне "Был огонь и была высшая справедливость на свете " (по повести В. Быкова "Сотников") Мотивы испытания на человечность в повести В.Быкова "Сотников". Великая Отечественная война в русской прозе (на примере одного произведения).(В.Быков "Сотников") Как создавалась повесть «Сотников» Прекрасные человеческие качества с особой силой проявляются именно в момент наибольшей опасности.(И. Панин) А был он лишь солдат Психология людей в произведениях Гоголя «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился...» (2) Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск») Влияние Гоголя на русскую литературу Реалистическое искусство Гоголя Нравственная проблематика современной прозы. (По одному из произведений по выбору учащегося.) Трудная правда о войне («Сотников», «Знак беды»)