Горячий снег

Юрий Васильевич Бондарев


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
17 сочинений

«Впечатляющая сила реализма в романе «Горячий снег»»

Сочинение

В диалектике характеров и обстоятельств открывается главный принцип художественной типизации в творчестве Юрия Бондарева: коллизия характеров служит средством сцепления особенного и общего. Источником движения при этом, как мы видели в только что цитированном отрывке, становится единство и борьба противоположностей, а результатом - качественное преобразование индивидуальности.

Человек, вполне уже сложившийся и достаточно определенный, оставаясь самим собою, мог при этом неожиданно открыться с неведомой и непредполагаемой полнотой, как это было с Бессоновым. В трагическую минуту он обнаружил такую, казалось бы, не свойственную ему сторону характера, которая как раз и была необходима для постижения его истинной глубины. Оказалось, что Бессонов - человек, которому не чужды естественные человеческие переживания и душа его не защищена от сострадания.

Бывало и по-другому: характер, не совсем еще определившийся, но по-своему ясный, стремительно и резко обретал нравственно-психологическую монолитность. Так случилось с Кузнецовым, повзрослевшим на двадцать лет в ходе трагического, скачкообразного познавания мира.

Часто характеры, с виду вполне понятные, неожиданно менялись, становились сильнее или, наоборот, надламывались. Слетели внешняя, напускная бесшабашность и безответственность с Уханова; Дроздовский, выглядевший таким прямым и прочным, как тугая струна, надорвался, сдал. Обстоятельства между жизнью и смертью пе терпели ничего фальшивого, иллюзорного, искусственного. Потому-то, пройдя сквозь одни и те же испытания, Уханов и Дроздовский, сбросившие внешнюю мишуру, открылись по-разному, соответственно своей истинной сущности.



Вот почему характеристика персонажей в художественной структуре бондаревских романов играет важнейшую роль, привлекает к себе его основные усилия. Движение художественной мысли всегда так или иначе обусловлено драматизмом характеров, что позволяет вычленить центральное звено повествовательной цепи: в «Батальонах» это судьба Бориса Ермакова, в «Последних залпах» - Дмитрия Новикова, в «Тишине» - Сергея Вохминцева, а затем Кости Корабельникова, в «Родственниках» - Никиты и Валерия.

Есть такие звенья и в «Горячем снеге». Но ни «Горячий снег», ни другие романы Юрия Бондарева, приблизившие к нам крупным планом главных героев, открывшие нам диалектику их души, не назовешь моно романами. Как бы выразительно, пластически точно и драматически действенно ни были выписаны в них центральные фигуры, художественную гармонию целого мы постигаем только в совокупной жизни всех действующих лиц, сращенных единством драматических обстоятельств. Все они - и те, кто в центре, и только ненадолго промелькнувшие перед глазами - создадут впечатляющую картину, из которой без ущерба для ее достоверности и полноты не может быть удалена ни одна подробность.

Сложная система художественных образов и конфликтов в военной прозе Юрия Бондарева подчинена, как мне хотелось это показать, разработке и анализу характеров, их внутренним коллизиям, обусловленным обстоятельствами военной жизни. Сражение на речке Мышковой, создавая общие для всех обстоятельства, стимулировало одновременно и драматизм индивидуальной психологии, и разностороннее развитие богато выраженного морально-этического содержания «Горячего снега». Содержания, не сводимого к частному случаю или стихийному стечению обстоятельств, но охватывающему движение истории, а следовательно, диалектику объективной действительности.

Единство и борьба таких тесно сплетенных на войне противоположностей, как жизнь и смерть, бесстрашие и малодушие, становилось почвой для постановки вопросов философского характера и для качественного обновления характеров главных героев - людей, во всех отношениях чрезвычайно различных и в силу этого различия как бы поляризующих два источника драматического развития фабулы. Один из ее полюсов - Ставка, командующий армией, определяющие задачи глобального масштаба, предрешающие дальнейшую судьбу войны; другой - артиллерийская батарея, практически выполняющая эту общую задачу на своем огневом рубеже. Батарея, в которой командуют взводами совсем юные лейтенанты.

Другие сочинения по этому произведению


“Горячий снег” Ю. Бондарева Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег») Проблематика романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока Роман Ю. В. Бондарева "Горячий снег" Юрий Васильевич Бондарев "Горячий снег" Горячий снег Борьба, время, нравственность в романе «Горячий снег» Народ как главный герой военной прозы Настоящее не может быть оторвано от прошлого (по роману «Горячий снег» Юрия Бондарева) Особенности проблематики одного из произведений военной прозы Правда войны в романе Юрия Бондарева "Горячий снег" События романа Бондарева "Горячий снег" Война беда мечта и юность! (по произведению «Горячий снег») Особенности проблематики одного из произведений военной прозы (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег») Подвиг молодых лейтенантов в повести «Горячий снег»