«Мир музыки и поэзии в русской литературе»
Сочинение
Мир музыки прекрасен и поистине безграничен. Древние китайцы считали, что музыка — это всегда гармония. Может быть, именно поэтому классические мелодии завораживают нас своей чарующей простотой, неистовостью и разнообразием чувств. Эти звуки способны возвысить человека, поднять его над суетой, освободить от повседневных проблем и забот.
Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и во время отдыха, в дальних походах и при дружеских встречах.
Сочетание музыки и поэтического слова — это особая область человеческой культуры. Иногда мы слышим: «Музыка стиха. Мелодия стиха. Музыкальность стиха». Подобные выражения воспринимаются как метафора. Но говоря о творчестве таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, А. Блок, С. Есенин, можно утверждать, что в их стихах звучит музыка.
Поэзия А. Пушкина просто поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. Многие его стихи звучат как музыкальный поток, заключенный в слова.
К строкам из стихотворения «Казак» музыка напрашивается просто сама собой. Даже при чтении в них чувствуется скрытая мелодия народной песни.
Или, к примеру, в следующих строках из стихотворения «Певец»:
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Веселая легкая музыка звучит и в стихотворении А. Пушкина «Заздравный кубок»:
Кубок янтарный
Полон давно —
Пеной угарной
Блещет вино.
Света дороже
Сердцу оно;
Но за кого же
Выпью вино?
Конечно, нельзя не вспомнить чувственную лирику, ставшую классикой русского романса:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Или другое стихотворение, не менее музыкальное:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Много сказано и написано о мелодичности и музыкальности стихов А. Фета. Свои стихи поэт как будто специально строит по законам музыкального искусства. Может быть, именно поэтому один из критиков сравнил поэзию
А. Фета с «аккордом, в котором на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отзываются другие струны». О музыкальности фетовской поэзии писали Д. Мережковский и К. Бальмонт. П.И. Чайковский называл Фета «поэтом-музыкантом, способным создавать произведения на границе между поэзией и музыкой». Стоит вчитаться в строки фетовских стихов, чтобы понять, насколько был прав великий русский композитор:
Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
Я мечтам золотым отдавался вполне.
Ничего ты на все не ответила мне.
Жгучий луч, золотые мечты, блестящий песок. Мелодия льется и звенит как в самом солнечном луче, так и в словах о нем. Стихотворение Фета дышит самой искренней свежестью и обладает чарующей музыкальностью. И неслучайно романсы на стихи А. Фета пела вся Россия.
Нельзя не услышать гармоничного очарования музыки в стихах А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой. Звучат мелодии и в поэзии Б. Ахмадулиной. Даже названия книг поэтессы указывают на непосредственную связь ее стихов с музыкой: «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Звук указующий» (1995). Утонченная, виртуозная поэзия Б. Ахмадулиной движима музыкой, таинством звука, волшебством причудливого переплетения слов. И. Бродский сказал о ней: «Ахмадулина в высшей степени поэт формы, и звук — стенающий, непримиримый, волшебногипнотический звук — имеет решающее значение в ее работе».
Тесное переплетение музыки и слов характерно для поэзии Б. Окуджавы. В ней изначально заложено песенное начало, а потому очень трудно сказать, что в ней главное — мелодия или слово. Неслучайно у Б. Окуджавы в названиях и текстах неоднократно повторяются слова «музыка», «музыкант», «мелодия», «песенка», «песня». А один из циклов книги «Арбат, мой Арбат» поэт так и назвал — «Музыка арбатского двора». В сочетании мелодии и слова Б. Окуджава находит музыкальную гармонию, которая является возвышенным источником веры, надежды и любви:
Этот остров музыкальный,
То счастливый, то печальный,
Возвышается в тиши.
Этот остров неизбежный
Словно знак твоей надежды,
Словно флаг моей души.
Очарование стихов Б. Окуджавы — в простоте и естественности слога. Слова сливаются с мелодией настолько, что невозможно даже вообразить себе их раздельное существование. И в каждой мелодии есть что-то свое, особенное и неповторимое.
Музыку называют безмолвным искусством. Но она же и поистине универсальный общечеловеческий язык. Этот язык позволяет выразить самые глубокие чувства.
Музыка сопутствует нам в горе и радости, на работе и во время отдыха, в дальних походах и при дружеских встречах.
Сочетание музыки и поэтического слова — это особая область человеческой культуры. Иногда мы слышим: «Музыка стиха. Мелодия стиха. Музыкальность стиха». Подобные выражения воспринимаются как метафора. Но говоря о творчестве таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Фет, А. Блок, С. Есенин, можно утверждать, что в их стихах звучит музыка.
Поэзия А. Пушкина просто поражает нас своей музыкальностью и мелодичностью. Многие его стихи звучат как музыкальный поток, заключенный в слова.
К строкам из стихотворения «Казак» музыка напрашивается просто сама собой. Даже при чтении в них чувствуется скрытая мелодия народной песни.
Или, к примеру, в следующих строках из стихотворения «Певец»:
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Веселая легкая музыка звучит и в стихотворении А. Пушкина «Заздравный кубок»:
Кубок янтарный
Полон давно —
Пеной угарной
Блещет вино.
Света дороже
Сердцу оно;
Но за кого же
Выпью вино?
Конечно, нельзя не вспомнить чувственную лирику, ставшую классикой русского романса:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Или другое стихотворение, не менее музыкальное:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Много сказано и написано о мелодичности и музыкальности стихов А. Фета. Свои стихи поэт как будто специально строит по законам музыкального искусства. Может быть, именно поэтому один из критиков сравнил поэзию
А. Фета с «аккордом, в котором на звук мгновенно тронутой струны вдруг гармонически отзываются другие струны». О музыкальности фетовской поэзии писали Д. Мережковский и К. Бальмонт. П.И. Чайковский называл Фета «поэтом-музыкантом, способным создавать произведения на границе между поэзией и музыкой». Стоит вчитаться в строки фетовских стихов, чтобы понять, насколько был прав великий русский композитор:
Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
Я мечтам золотым отдавался вполне.
Ничего ты на все не ответила мне.
Жгучий луч, золотые мечты, блестящий песок. Мелодия льется и звенит как в самом солнечном луче, так и в словах о нем. Стихотворение Фета дышит самой искренней свежестью и обладает чарующей музыкальностью. И неслучайно романсы на стихи А. Фета пела вся Россия.
Нельзя не услышать гармоничного очарования музыки в стихах А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой. Звучат мелодии и в поэзии Б. Ахмадулиной. Даже названия книг поэтессы указывают на непосредственную связь ее стихов с музыкой: «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Звук указующий» (1995). Утонченная, виртуозная поэзия Б. Ахмадулиной движима музыкой, таинством звука, волшебством причудливого переплетения слов. И. Бродский сказал о ней: «Ахмадулина в высшей степени поэт формы, и звук — стенающий, непримиримый, волшебногипнотический звук — имеет решающее значение в ее работе».
Тесное переплетение музыки и слов характерно для поэзии Б. Окуджавы. В ней изначально заложено песенное начало, а потому очень трудно сказать, что в ней главное — мелодия или слово. Неслучайно у Б. Окуджавы в названиях и текстах неоднократно повторяются слова «музыка», «музыкант», «мелодия», «песенка», «песня». А один из циклов книги «Арбат, мой Арбат» поэт так и назвал — «Музыка арбатского двора». В сочетании мелодии и слова Б. Окуджава находит музыкальную гармонию, которая является возвышенным источником веры, надежды и любви:
Этот остров музыкальный,
То счастливый, то печальный,
Возвышается в тиши.
Этот остров неизбежный
Словно знак твоей надежды,
Словно флаг моей души.
Очарование стихов Б. Окуджавы — в простоте и естественности слога. Слова сливаются с мелодией настолько, что невозможно даже вообразить себе их раздельное существование. И в каждой мелодии есть что-то свое, особенное и неповторимое.
Музыку называют безмолвным искусством. Но она же и поистине универсальный общечеловеческий язык. Этот язык позволяет выразить самые глубокие чувства.