Свои люди — сочтёмся
Александр Николаевич Островский
Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
15 сочинений
Главные герои
И их характеристика
«Большов - характеристика литературного героя (персонажа)»
Сочинение
БОЛЬШОВ — герой комедии А.Н.Островского «Свои люди — сочтемся» (1849, первонач. назв. «Банкрот»). Б.— первый в череде созданных Островским образов купцов-самодуров. Гордей Торцов, Брусков, Дикой, Хрюков, Ахов, Воронцов, Курослепов, Хлынов, Восми-братов, Бессудный, Барабошев, Каркунов — различные вариации одного человеческого типа «самодуров», названных демократической критикой в числе важнейших художественных открытий Островского.
Б.— «купец богатейший», соблазнившись тем, что «все кругом мошенники», задумывает ложное банкротство. С помощью спившегося стряпчего он отписывает все свое имущество приказчику Подхалюзину, а для закрепления сделки выдает за него замуж дочь: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Упрямство Б. доводит его до крайности в нежелании платить кредиторам: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам». Об этом качестве характера Б. Подхалюзин говорит: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова».
Б. последнего акта, обманутый Подхалюзи-ным, прошедший через «страм» и унижение «ямы», изменился. В нем пробудился стыд, появилось сознание греха: «Каково мне по Ильинке-то итти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской: как мне взглянуть-то на нее, на матушку?» В построении этого акта критика отметила «искусное введение в комедию драматического элемента» (И.А.Гончаров). А сцена отказа Б. в помощи со стороны неблагодарных дочери и зятя дала основание назвать Б. «замоскворецким королем Лиром». Разумеется, шекспировская тема была решена драматургом в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа.
Б.— «купец богатейший», соблазнившись тем, что «все кругом мошенники», задумывает ложное банкротство. С помощью спившегося стряпчего он отписывает все свое имущество приказчику Подхалюзину, а для закрепления сделки выдает за него замуж дочь: «Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Упрямство Б. доводит его до крайности в нежелании платить кредиторам: «Да я лучше все огнем сожгу, а уж им ни копейки не дам». Об этом качестве характера Б. Подхалюзин говорит: «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова».
Б. последнего акта, обманутый Подхалюзи-ным, прошедший через «страм» и унижение «ямы», изменился. В нем пробудился стыд, появилось сознание греха: «Каково мне по Ильинке-то итти. Это все равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иверской: как мне взглянуть-то на нее, на матушку?» В построении этого акта критика отметила «искусное введение в комедию драматического элемента» (И.А.Гончаров). А сцена отказа Б. в помощи со стороны неблагодарных дочери и зятя дала основание назвать Б. «замоскворецким королем Лиром». Разумеется, шекспировская тема была решена драматургом в пределах национального, конкретно-исторического, характерного типа.
Другие сочинения по этому произведению
Монолог Липочки как средство характеристики героини. Отзыв по пьесе