Плаха

Чингиз Айтматов


Краткое изложение
Читается примерно за 20 минуты
Сочинения
22 сочинения

«Нравственные проблемы в современной русской прозе (по роману Ч. Айтматова «Плаха»)»

Сочинение

Ч. Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей нашего времени. И в романе «Плаха» он вскрывает те пласты бытия, поднимает те вопросы, которые требуют своего осмысления и выражения в слове.

Этот роман — крик, отчаяние, призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь, прежде всего, как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает бессмысленно и грубо все живое, что есть в саванне. Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и естественная среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Ак-бары с человеком. И кончается это единоборство трагически.

Волки не просто человечнее в романе. Они наделены в нем высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Тайшчанаре олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним, причем, они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы одарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая самоотверженность, верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Тайшчанара. Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она несет в себе не только образ беды, постигший ее род, но и осознание ею нарушения нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара могла встретить в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важ, но при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбаи, заслуживающий кары, но и невинный ребенок. И хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, он должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо подчеркивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг государственной необходимости. Выходит, что нравственное возрождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнкумах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопоставок. Вот в чем трагедия.

Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое общество. И, разумеется, мы с вами.

Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бостона. Бостон попадает в роковое стечение обстоятельств. Он совершает три убийства: сына, Акбары и Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода, чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом своего сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне, где одним махом были нарушены законы естественного течения жизни и равновесия во взаимоотношениях человека с природой. Нарушение законов природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.

В романе затронута еще одна социальная тема — проблема наркомании. Автор показывает гонцов, стремящихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллюзиях.

Этих людей пытается понять и спасти Авдий Кал-листратов. Авдий — сын священника, изгнанный из академии как «еретик-новомысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть — таков его способ борьбы со злом.

Надо признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманами отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения. Айтматов наделяет его способностью к самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест, им же на себя возложенный.

Вид Авдия, распятого на саксауле, очень напоминает легенду о распятии Христа. Но вопросы и проблемы, ведущие за собой человека на плаху, не решаются Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия автор осознает потребность нашего времени в таких молодых людях.

Другие сочинения по этому произведению


Мое любимое прозаическое произведение Мое любимое произведение в современной литературе Проблемы современного общества в романе Ч. Айтматова "Плаха" Проблемы экологии в современной литературе (по роману Ч. Айтматова "Плаха") Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова "Плаха" Размышления над прочитанной книгой. Ч. Т. Айтматов. "Плаха" Рецензия на роман Ч. Т. Айтматова "Плаха" Роман "Плаха" Романы-метафоры (по произведениям "И дольше века длится день" и "Плаха") Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов) Человека ведут на плаху «Плаха» Айтматов - Рецензия (cочинение) Поиски смысла и правды жизни (по роману Айтматова «Плаха») Мои размышления над романом Айтматова «Плаха» Евангельские эпизоды "Плаха" Рецензия на роман Ч.Т.Айтматова "Плаха" Роман Ч. Айтматова "Плаха" Нравственные проблемы в современной прозе. Где же познается истинное величие человека Чингиз Айтматов роман "Плаха" Роман Ч.Айтматова «Плаха»: борьба добра и зла