«Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»»
Сочинение
Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш»
Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглавный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».
Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух характеров, двух мировоззрений, представленных образами Челкаша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и выгодно жениться.
В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которого нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается финальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.
Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «немного труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской операции получил свою долю, соответствующую, так сказать, собственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его крестьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее — с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно поражает Челкаша еще в лодке:
«- А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш.
- Да ведь с деньгами-то что можно сделать!.. — воскликнул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: — Почет, довольство, веселье!..»
А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодушного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.
Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:
- Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!»
И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.
«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».
А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает признание, которое резко меняет ситуацию:
«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе, его — в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?»
Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает деньги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духовное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благородство и щедрость, а «честный малый» едва не становится грабителем и убийцей. Челкаш — изгой общества, но у него есть нравственные правила, а главное — он ощущает себя свободным человеком, имеющим чувство собственного достоинства.
В концепции рассказа проявилось настороженное отношение Горького к русскому крестьянину. Писатель считал крестьянство косной общественной силой, не способной к революционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со своими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного романтических чувств и способного на преступление ради наживы.
Ранний период творчества Максима Горького характеризуется созданием ряда произведений романтической направленности. Романтическое искусство отличается подчеркнутой яркостью человеческих характеров и повышенным драматизмом жизненных обстоятельств. В таких рассказах, как «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», писатель использует материал сказок и легенд. Но и в произведениях на реалистической основе он создает образы, овеянные дыханием романтики. Таков заглавный герой написанного в 1894 году рассказа «Челкаш».
Конфликт этого рассказа выражен в столкновении двух характеров, двух мировоззрений, представленных образами Челкаша и Гаврилы. Оба они происходят из крестьян. Но сейчас «Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». А Гаврила попал в портовый город после странствий в поисках заработка. Он мечтает заработать большую сумму денег, чтобы вернуться в свою деревню, построить собственный дом и выгодно жениться.
В результате опасной ночной операции Челкаш выручает солидную сумму денег и часть из них платит Гавриле, которого нанял гребцом на лодку. С этого момента начинается финальная сцена рассказа, которая и является его кульминацией.
Челкаш добыл «солидный заработок», потребовавший «немного труда и много ловкости», и выполнил условия сделки, заключенной с Гаврилой. Каждый участник воровской операции получил свою долю, соответствующую, так сказать, собственному «трудовому» вкладу. Но Гаврила, изумленный тем, как просто и быстро досталась Челкашу огромная, по его крестьянским понятиям, сумма (он уже не вспоминает, как оба они рисковали жизнью и свободой, забыл, как трусливо вел себя на море), не может расстаться со своим напарником, а точнее — с деньгами, которые тот уносит. Это неприятно поражает Челкаша еще в лодке:
«- А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же?.. Крестьянин… — задумчиво сказал Челкаш.
- Да ведь с деньгами-то что можно сделать!.. — воскликнул Гаврила, вдруг весь вспыхивая страстным возбуждением. И он отрывисто, торопясь, точно догоняя свои мысли и с лету хватая слова, заговорил о жизни в деревне с деньгами и без денег: — Почет, довольство, веселье!..»
А на берегу происходит сцена, которая еще больше роняет крестьянского парня в глазах свободолюбивого и великодушного вора: «Вдруг Гаврила сорвался с своего места, бросился к ногам Челкаша, обнял их своими руками и дернул к себе. Челкаш пошатнулся, грузно сел на песок и, скрипнув зубами, резко взмахнул в воздухе своей длинной рукой, сжатой в кулак.
Но он не успел ударить, остановленный стыдливым и просительным шепотом Гаврилы:
- Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?.. Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей!.. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе?.. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне!»
И Челкаш, «дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», бросает ему все деньги. В ответ Гаврила разражается воплями восторга и благодарности.
«Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя».
А затем, в порыве животной радости, Гаврила делает признание, которое резко меняет ситуацию:
«- Ведь я что думал? Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. денежки — себе, его — в море… тебя- то… а? Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто. Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?»
Оскорбленный до глубины души Челкаш силой отбирает деньги у Гаврилы, и тогда тот пытается убить его камнем. В конце концов раненный в голову Челкаш возвращает деньги Гавриле и, не обращая внимания на его мольбы о прощении, уходит, «пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки, а правой тихо дергая свой бурый ус». А «Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш».
В финальной сцене Горький демонстрирует читателю духовное превосходство Челкаша. Вор и пьяница проявляет благородство и щедрость, а «честный малый» едва не становится грабителем и убийцей. Челкаш — изгой общества, но у него есть нравственные правила, а главное — он ощущает себя свободным человеком, имеющим чувство собственного достоинства.
В концепции рассказа проявилось настороженное отношение Горького к русскому крестьянину. Писатель считал крестьянство косной общественной силой, не способной к революционному преобразованию жизни. Поэтому порвавший со своими крестьянским корнями босяк, вор и пьяница Челкаш оказывается нравственно сильнее Гаврилы, лишенного романтических чувств и способного на преступление ради наживы.
Другие сочинения по этому произведению
«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки — герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах