Бедные люди

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
13 сочинений

««Бедные люди» — пример тавтологии»

Сочинение



Стихи Георгия Иванова, приведенные эпиграфом, отвергают право собственности в искусстве. Поэт считал, что всякая мысль должна быть продолжена и усовершенствована. Особенно художественная мысль.


Итак, в русском языке и в отечественной литературе нередко встречаются ходовые выражения, чему способствуют такие гениальные произведения, как, например, «Горе от ума» Грибоедова и «Евгений Онегин» Пушкина. Но надо, мне кажется, предполагать, что, так сказать, идеальный первоисточник может оказаться где-то в глубине веков. Кто возьмется установить, собственные ли некоторые словесные построения Пушкина или он позаимствовал их у своей няни? А стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желаний»? Точно слышится голос библейского времени, а именно «Песни песней» царя Соломона: «Да лобзает меня лобзанием уст твоих».


Известная фраза «дым отечества», если представить ее звучание как бы в первый раз, произведет странное впечатление. Что-что, а отечество дымить не может. Но Тютчев пишет:


«И дым отечества нам сладок и приятен!»


Так поэтически век прошлый говорит,


А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,


И смрадным дымом он отечество коптит.


Фразой «отечество коптит» поэт запустил в Тургенева, который покинул отечество и написал произведение «Дым». Все сходится, но, увы, стоит оглядеться, как почти такую же фразу находим у Грибоедова и ранее у Державина: «Отечества и дым нам сладок и приятен». Мне кажется, державинская мысль о «дыме» звучит лучше, потому что я ее понимаю как «даже дым... сладок и приятен, если он отечественный».


Порой наши поэты заимствуют фразы из зарубежной литературы. Так, например, Аполлон Григорьев в своем стихотворении «Искусство и правда» пишет:


Я помню, как в испуге диком


Он леденил всего меня


Отчаянья последним криком:


«Коня, полцарства за коня!»


Речь идет о драматическом актере П. С. Мочалове, изумительная игра которого произвела большое впечатление на поэта. Но Мочалов играл Ричарда III, и, значит, знаменитое восклицание: «Коня, полцарства за коня!» — принадлежит не Григорьеву, а Шекспиру.


В русской литературе масса примеров, так сказать, взаимного заимствования для пользы дела. Всем известна фраза Грибоедова:


Что за комиссия, Создатель,


Быть взрослой дочери отцом!


Тургенев оценил мысль Грибоедова и написал:


Что за комиссия, Создатель,


Быть братом выросшей сестры!


Люди старшего поколения помнят литературное произведениес Аренского, в котором звучали слова «Как хороши, как свежи были розы». Конечно, сразу же приходят на ум северянинские «Классические розы»:


В те времена, когда родились грезы



В сердцах людей прозрачны и ясны,


Как хороши, как свежи были розы


Моей любви и славы и весны!


Наверное, стоит в связи с этим вспомнить еще одни розы. Иван Петрович Мят лев в журнале «Современник» опубликовал их еще в 1843 году:


Как хороши, как свежи были розы


В моем саду! Как взор полыцали мой!


Как я молил весенние морозы


Не трогать их холодною рукой...


Приведу также еще две строки их стихотворения Мятлева, чтобы окончательно убедиться в том, что Северянин это стихотворение читал:


И где ж она? В погосте белый камень,


На камне — роз моих завянувший венок.


Как видим, розы кочуют от одного автор произведенияа к другому, но свежести своей не потеряли.


Особенно часты заимствования, когда обыгрывается Пример сочинения памятника. Вспомним Пушкина:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,


К нему не зарастет народная тропа...


Тут же возникают державинские строки:


Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный;


Металлов тверже он и выше пирамид...


Но есть и еще стариннее. Ломоносов заявляет:


Я знак бессмертия себе воздвигнул


Превыше пирамид и крепче меди...


Эстафета в культуре помогает воздвигнуть один общий памятник, но живой русской поэзии, которая, в отличие от памятника, «построенного в боях социализма», действительно переживет века.

Другие сочинения по этому произведению


История Вари в повести Ф. М. Достоевского «Бедные люди» Роман "Бедные люди" Сочинение по роману Достоевского «Бедные люди» "Бедные люди" как притча об отношении литературы к читателю Что открыл Достоевский в «Бедных людях»? "Бедные люди" Достоевского: дебют писателя «Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (По роману Достоевского «Бедные люди») Федор Михайлович Достоевский «Бедные люди» Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди» “Бедные люди” Достоевского — не бедные духом Макар Девушкин - характеристика литературного героя