Василий Макарович Шукшин
Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
109 сочинений
«Какие нравственные проблемы поднимал В.М. Шукшин в своих рассказах»
Сочинение
В литературе 60—70-х годов XX века одной из главенствующих тем становится тема деревни. Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяйстве, вызвало к жизни ряд замечательных произведений Ф. Абрамова, В. Белова, В. Тендрякова и, конечно же, Василия Макаровича Шукшина. Их произведения тем и замечательны, что наряду с деревенской тематикой авторы стараются затронуть социальные, духовные, нравственные интересы современного общества. Писатели раскрывают нравственные истоки характера деревенского человека, стремительно меняющегося в то время. Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, В.М. Шукшину отведено одно из главных мест. Его прозаические произведения отличаются яркостью и самобытностью.
При всем многообразии жанровых форм, которыми мастерски владел писатель, есть общая направленность, которая их объединяет: это нравственная проблематика и особая авторская манера изложения. Проза В.М. Шукшина явление самобытное, со своими стилевыми особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает в рассказах, завораживая читателя судьбами героев. Автор вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник, открывая его душевную многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонации его произведений богаты оттенками. В.М. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. В.М. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, значительному факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает В.М. Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет простой информации, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, современен, насыщен колоритными репликами. В.М. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. От каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя. Не «рассказы настроения» влекут к себе В.М. Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.
Особенное пристрастие В.М. Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. В.М. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры. В.М. Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в целом создавали русский национальный характер. Такой характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление В.М. Шукшина в годы его творческой зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70-х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество В.М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. Прямая критика некоторых явлений, встречающихся в нашем обществе, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, писатель не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас, читателей. Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Основой нравственности для В.М. Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость. Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов. В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев. В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь, неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступил в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза. Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией. Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917 году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчества, корыстолюбия. Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «Знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал». В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников, так же как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.
В.М. Шукшин показывает, как деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание автора, и изпод его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснуться к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время. В.М. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеяться? Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка — из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт. Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич — скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В беседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно, голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается читателями как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, раскрывает духовный мир персонажей. Творчество В.М. Шукшина близко мне выражением свободного дуга, естественным описанием действительности, цельностью и единством проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что близко мне в творчестве замечательного прозаика В.М. Шукшина.
При всем многообразии жанровых форм, которыми мастерски владел писатель, есть общая направленность, которая их объединяет: это нравственная проблематика и особая авторская манера изложения. Проза В.М. Шукшина явление самобытное, со своими стилевыми особенностями. Характеры, увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает в рассказах, завораживая читателя судьбами героев. Автор вглядывается в свой персонаж и исследует его как художник, открывая его душевную многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее неисчерпаемости, в удивительном разнообразии. Интонации его произведений богаты оттенками. В.М. Шукшин на нескольких страницах создает неповторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. В.М. Шукшин обращается к обыденному, казалось бы, значительному факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием. Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает В.М. Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет простой информации, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога подвижен, современен, насыщен колоритными репликами. В.М. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие художественных средств. От каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредственностью. Сюжетные ситуации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем — все это увлекает и волнует читателя. Не «рассказы настроения» влекут к себе В.М. Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток времени.
Особенное пристрастие В.М. Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, не хватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. В.М. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, который существовал между материальными условиями жизни человека в городе и в деревне, между уровнем культуры. В.М. Шукшин — писатель глубоко социальный. Он исследовал новые социальные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное — те черты, которые в целом создавали русский национальный характер. Такой характер, русский народ в его историческом движении — вот что неизменно занимало творческое мышление В.М. Шукшина в годы его творческой зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70-х годов характерны глубокая постановка нравственных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам человеческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и развивается творчество В.М. Шукшина, полное веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу. Прямая критика некоторых явлений, встречающихся в нашем обществе, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, писатель не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас, читателей. Одна из главных его тем — тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Основой нравственности для В.М. Шукшина всегда был труд, труд — на пользу обществу, труд — удовлетворение и радость. Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание читателя прежде всего на рассказах, в которых созданы образы трудолюбов. В рассказе «Думы» (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев. В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь, неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступил в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война — пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой — избрали председателем колхоза. Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель акцентирует внимание человека на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства — через них познается человек, а через него — время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ «Думы» философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией. Рассказ «Дядя Ермолай» написан в 1917 году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам иждивенчества, корыстолюбия. Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: «Знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал». В рассказах «Дядя Ермолай» и «Думы» созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников, так же как и всех советских людей, волнуют проблемы и противоречия века.
В.М. Шукшин показывает, как деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание автора, и изпод его пера выходят такие рассказы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп, с помощью которого стремится прикоснуться к тайнам природы. Рассказ «Микроскоп» пронизан юмором, но в глубине его образной системы — глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о «вещной болезни», ставшей столь распространенной в наше время. В.М. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждодневного круговорота ради познания, изобретательства, раздумья. Можно зло посмеяться над героем рассказа «Забуксовал», который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеяться? Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» (1966). Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка — из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт. Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от матери, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич — скряга отменный. Живет он зажиточно, в кладовке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще восемь лет, чтобы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он советует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары цивилизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В беседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно, голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язвителен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается читателями как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, раскрывает духовный мир персонажей. Творчество В.М. Шукшина близко мне выражением свободного дуга, естественным описанием действительности, цельностью и единством проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравственно-эстетической позицией художника, которая с развитием его искусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, мировосприятие, умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответственности — вот что близко мне в творчестве замечательного прозаика В.М. Шукшина.