Григорий Ефимович Распутин
Биография
Биография писателя
Произведения
8 произведений
Сочинения
31 сочинение
«Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. Тема природы в творчестве В. Распутина»
Сочинение
Проза последних десятилетий XX века — понятие неоднородное. В этот период входят как произведения еще советской литературы, созданные в рамках соцреализма, так и произведения, написанные в период разрушения советских канонов, в новом стиле постмодернизма. Сюда же относятся произведения, созданные в постперестроечный период, которые можно отнести к так называемой «другой» прозе. Во всех этих произведениях присутствует образ современника, собирательный портрет людей того времени. Несмотря на разность авторов и временной разброс, мы можем говорить о некой общности этих произведений и образов современников, созданных в этих произведениях. Для литературы последних десятилетий характерно разрушение стереотипов и канонов соцреализма и резкое возвышение роли быта, человеческой микросреды, которая включает его семью, его быт, самый узкий круг его интересов и потребностей. Сюжеты произведений этого периода сосредоточены вокруг бытовой жизни человека, его труда, его отношений с семьей и ближайшим окружением. Через бытовые темы и сюжеты авторы показывают и разрешают глубинные проблемы. К такому типу относятся произведения В. Маканина, Б. Екимова, Л. Петрушевской. Чаще всего в их произведениях описываются трущобы, аварийные поселки, бараки и коммуналки, и люди, живущие в таких условиях. Своеобразны и герои таких произведений. Это люди «низшего сорта», бомжи, маргиналы, стоящие на низших ступенях социальной лестницы. Внимание к этому бедному, нищему быту, человеку, который вынужден существовать в условиях бесконечной борьбы за существование, порождает и особые сюжеты жизни. Писатели отказываются от былой пафосности, возвышенности, монументальности, намеренно снижая многие явления жизни, создавая абсурдные ситуации. Для такой прозы характерны эстетика эпатажа и шока, присутствие физиологических подробностей, использование мата и грязных слов. Образы современников создаются образами таких героев, как Венечка Ерофеев из повести Вен. Ерофеева «Москва-Петушки», с его демонстративным юродством, алкоголизмом, эксцентрикой, бездомным сторожем из повестей Маканина. К рубежу веков, когда ситуация в политике и культуре начала стабилизироваться, образ современника
перестал быть столь болезненным, намеренно сниженным. Литература ставит перед собой задачи нового осмысления нравственных ценностей, человека новой эпохи. Значительный вклад в осмысление образа современника и поиск человеком в переломную эпоху нравственных ориентиров внес В. Распутин. В своих произведениях он ставит непростые вопросы нравственных идеалов человека, ищет человека-праведника. Эти непростые вопросы он раскрывает на примере простых людей, их обычной, повседневной жизни. Такова повесть «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. С проблемой нравственных ценностей тесно связана и тема отношения природы и человека, которой Распутин уделяет много времени. Писатель изучает тему всеобщей гармонии, которая может появиться только в результате человеческого отношения к природе и ее богатствам. Эту проблему автор изучает в повести «Прощание с Матерой». Матера — это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове. Всех принимала Матера, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но на реке решают строить мощную электростанцию, и остров попадает в зону затопления. Всех жителей решено переселить в новый поселок, но для них это катастрофа. Рушится весь их привычный уклад жизни, все, на чем они выросли. Это родина их предков, в которую они вложили душу. Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья, героиня повести, приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать еш исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого сердцу.
перестал быть столь болезненным, намеренно сниженным. Литература ставит перед собой задачи нового осмысления нравственных ценностей, человека новой эпохи. Значительный вклад в осмысление образа современника и поиск человеком в переломную эпоху нравственных ориентиров внес В. Распутин. В своих произведениях он ставит непростые вопросы нравственных идеалов человека, ищет человека-праведника. Эти непростые вопросы он раскрывает на примере простых людей, их обычной, повседневной жизни. Такова повесть «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. С проблемой нравственных ценностей тесно связана и тема отношения природы и человека, которой Распутин уделяет много времени. Писатель изучает тему всеобщей гармонии, которая может появиться только в результате человеческого отношения к природе и ее богатствам. Эту проблему автор изучает в повести «Прощание с Матерой». Матера — это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове. Всех принимала Матера, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но на реке решают строить мощную электростанцию, и остров попадает в зону затопления. Всех жителей решено переселить в новый поселок, но для них это катастрофа. Рушится весь их привычный уклад жизни, все, на чем они выросли. Это родина их предков, в которую они вложили душу. Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья, героиня повести, приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать еш исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого сердцу.