Франческо Петрарка


Биография
Биография писателя
Произведения
1 произведение
Сочинения
14 сочинений

«Певец Лауры Франческо Петрарка»

Сочинение

Франческо Петрарка родился в семье, где все мужчины из поколения в поколения занимались юридической практикой. Отец Петрарки был изгнан из Флоренции, подобно Данте, за политическую деятельность и принадлежность к партии белых гвельфов. Начальное образование Франческо получил в доме набожного и начитанного деда. Школу Петрарка окончил в Авиньоне, затем поступил в Болонский университет. Семья видела в нем будущего юриста. Но юноша не закончил курса. Он оставил университет, вернулся в Авиньон и полностью сосредоточился на занятиях поэзией. Авиньон в те времена был резиденцией папы.

Петрарка был погружен в светскую жизнь: празднества, увеселения, визиты многочисленным знакомым. Прекрасные дамы вдохновляли его на канцоны, мадригалы, сонеты. К нему приходит слава лучшего поэта не только Авиньона, но и всей Италии, а также Франции.

Позднее поэт принял священнический сан, однако главной сферой его деятельности было творчество. Петрарка был автором научных и религиозно-богословские трактатов «Буколическая песнь», «Об уединенной жизни», «О монашеском досуге», «О достопамятных вещах и событиях». Создал он и знаменитую исповедь, которую назвал «Secretum», что в переводе означает «Моя тайна». Неаполитанский король Роберто одарил поэта в знак признания его заслуг пурпурной мантией, подбитой горностаем. Такая мантия возлагалась только на плечи монархов. Поэт довольно часто меняет место жительства: из Авиньона переезжает в Милан, из Милана — в Венецию.

Последние годы жизни Петрарки прошли в Падуе и в Аркве, маленьком селении на холмах, расположенном среди оливковых рощ, кипарисов и виноградников. Он продолжал писать до последних минут жизни и завершил свой жизненный путь 19 июля 1374 г . , работая над очередной рукописью — жизнеописанием Цезаря.

Самое известное произведение Петрарки - «Книга песен», которая включает в себя сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, баллады, созданные им в честь его возлюбленной Лауры.
О ней известно только то, что впервые автор увидел ее в церкви Санта-Кьяра б апреля 1327 г. и что ровно через 21 год она скончалась. Еще десять лет Петрарка воспевал ее, посвящая сонеты и канцоны: «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры». Красота возлюбленной возвышает любящего, но при всей возвышенности она остается реальной прекрасной женщиной, своеобразной и неповторимой.

В своих теоретических работах Петрарка обосновал отличие культуры Средних веков от культуры Возрождения. Именно от Петрарки идет традиция рассматривать культуру Средневековья как теоцентричную (центр - Бог, религия, аскетизм, самоограничение), а Ренессанса — как антропоцентричную (центр — человек, разум, любовь, радость, свобода).

Петрарка с юных лет высоко ценил античную культуру и первый проанализировал особенности языка Сократа, Аристотеля, Цицерона,Вергилия, Эпикура и Тацита.
Петрарка считал главным показателем культуры, основным в формировании и развитии человека его речь. Он первый сформулировал тезис о том, что наличие единого языка есть непременное условие существования государственности.

Этот всесторонне образованный человек всю жизнь тяготел к природе и не противопоставлял ее культуре. Достижение гармонии с природой было для него идеалом. Недаром он предпочитал жить в небольшом селении Воклюзе недалеко от Авиньона. Для великого поэта человек природы — «естественный человек» - был детищем свободы. Петрарка называл себя «гражданином рощ». Он писал: «Города - враги моим мыслям, леса — друзья... В городе я другой человек, чем в деревне. Тут я повинуюсь природе, там — примеру».

Исследователи справедливо отмечают: «Петрарка действительно отец гуманизма. По его сочинениям учились целые поколения ученых».

Из «Книги песен»
Предательскою страстью истомленный,
Я вновь спешу туда — в который раз!
Где я увидел свет любимых глаз,
За столько лет впервые благосклонный.
И, в сладостные думы погруженный
О нем, который в думах не погас,
Я от всего иного тот же час
Освобождаюсь, умиротворенный.
Поутру, в полночь, вечером и днем
Я внемлю нежный голос в тишине,
Которого никто другой не внемлет,
И, словно дуновенье рая в нем.
Он утешение приносит мне
И сердце радость тихая объемлет.
Доблестный собеседник
на пире человеческого разума