«Франческо Петрарка (1304—1374)»
Сочинение
Великий итальянский поэт эпохи Возрождения, ученый, философ, общественный деятель. Он был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики. Петрарка родился в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. В 1312 г. семья переезжает во французский город Авиньон. По настоянию отца Петрарка изучает юриспруденцию сперва в Монпелье, затем в Болонье. Но он увлечен древнеримской литературой, занимается поиском и собиранием древних рукописей, сочинением трактатов и стихотворений на латинском языке.
Хотя Петрарка и принимает духовный сан, но он не стремится к церковной карьере. В 1327 г. в авиньонской церкви Петрарка встречает женщину и с первого взгляда влюбляется в нее. Свою возлюбленную, Лауру, он прославляет в сонетах и канцонах (песнях) на итальянском языке. Сам Петрарка считал эти произведения «безделками», ему казались более важными и совершенными ученые сочинения и поэмы на латыни. Однако именно итальявские стихотворения «Канцоньере» (Книги песен) (1336—1373) принесли поэту мировую славу и бессмертие. Лаура была знатной замужней женщиной, она вряд ли была даже знакома с поэтом. Й$ он безответно любил ее всю жизнь. Поэтому «Канцоньере» — это не история любовных отношений, а скорее картина различных душевных состояний самого Петрарки, эстетизация его любовных «сладостных страданий». Книга состоит из двух частей — «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она умерла от чумы в 1348 г.). Но образ возлюбленной в обеих частях обладает поэтической жизненностью и живописностью. Возвышая Лауру, подчеркивая ее целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса, прелесть движений: «...О, как за нею наблюдать чудесно, /Когда сидит на мураве она, /Цветок среди травы напоминая! /О, как весенним днем она прелестна, /Когда идет, задумавшись, одна, /Для золотых волос венок сплетая» (перевод Е. Солоновича). И любовь к ней становится у Петрарки формой приятия всего земного бытия: «Благословен день, месяц, лето, час /И миг, когда мой взор те очи встретил! /Благословен тот край, и дол тот светел, /Где пленником я стал прекрасных глаз! /Благословенна боль, что в первый раз /Я ощутил, когда и не приметил...» (перевод Вяч. Иванова). Рисуя переливы любовного чувства, поэт играет контрастами: «И мира нет — и нет нигде врагов; /Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; /В пыли влачусь — ив небесах витаю; /Всем в мире чужд и мир обнять готов. /У ней в плену неволи я не знаю; /Мной не хотят владеть, а гнет суров; /Амур не губит — и не рвет оков...» (перевод Ю. Верховского). В его сонетах создается атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и противоречия. Петрарка пишет о любовном чувстве так виртуозно и вдохновенно, что не случайно ему подражают, на него равняются последующие поколения лириков, а Пушкин в «Евгении Онегине» отождествляет «язык Петрарки» и язык самой любви.
Н. П.
CXXXI.
О, если бы так сладостно и ново
Воспеть любовь, чтоб, дивньх чувств полна,
Вздыхала и печалилась она
В раскаянии сердца ледяного,
Чтоб влажный взор она не так сурово
Ко мне склоняла, горестно бледна,
Поняв, какая тяжкая вина
Быть равнодушной к жалобам другого.
Чтоб ветерок, касаясь на бегу
Пунцовых роз, пылающих в снегу,
Слоновой кости обнажал сверканье,
Чтобы на всем покоился мой взгляд,
Чем краткий век мой счастлив и богат,
Чем старости мне скрашено дыханье.
(Перевод В. Левина),
Лаура — героиня любовной лирики Петрарки («Канцоньере», «Триумфы»), реальное историческое лицо, предположительно авиньонская дворянка, дочь синьора де Нова (родилась в 1308 г.), в замужестве де Сад (вышла замуж в 1325 г.). Из стихов Петрарки устанавливаются только два факта, касающиеся его возлюбленной: дата и место их первой встречи (6 апреля 1327 г., церковь св. Клары в Авиньоне) и дата смерти Л. (тот же день, но 1348 г.). Хотя большинство из 366 стихотворений, собранных в «Канцоньере», посвящены любви Петрарки к Л, (и два из них к тому же являются откликами на ее портрет работы Симоне Мартини), из оброненных в них замечаний нельзя составить сколько-нибудь цельного представления о внешнем, облике Л.: она прекрасна и золотоволоса, но больше о ней не известно ничего. Красота Л. сливается с красотой земного мира и от нее неотделима. Петрарка регулярно отмечает «юбилеи» nepвой встречи, но никакого событийного ряда в «Канцоньере» нет. Л. иногда милостиво одаряет верного поклонника своим приветом, иногда предстает в образе надменно недоступном; Петрарка порой проклинает неизбывную муку, ставшую его вечным уделом, порой благословляет ее; но вне любви себя не мыслит. Любовь— это основное содержание его внутреннего мира и та сила, которая дарует поэту власть над словом. Л. не только вдохновляет своего певца, но и предстает в его стихах как своего рода олицетворение поэзии и сопряженной с ней славы (отсюда частое обыгрывание словарного значения ее имени — «лавр»).