Николай Алексеевич Некрасов
Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
199 сочинений
«Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова»
Сочинение
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений \"Мечты и звуки\" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения \"В дороге\" (\"Скучно? скучно!... Ямщик удалой...\") 1845 года, является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как Лермонтова, а общими принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности, охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика разнообразна. Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года \"Вчерашний день, часу в шестом\". В своем последнем стихотворении \"О Муза, я у двери гроба\" поэт последний раз вспомнит \"эту бледную, в крови,/ Кнутом иссеченную Музу\". Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова.
\"Ночь.
Успели мы всем насладиться.
Что ж нам делать?
Не хочется спать\",
- начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, \"кто все терпит\", \"чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям\". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики \"Я не люблю иронии твоей\" (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского \"Что делать?\". Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение \"Еду ли ночью по улице темной\" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. \"Беззащитная, больная и бездомная\", женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: \"В дороге\". \"Перед дождем\", \"Тройка\", \"Родина\", \"Псовая охота\", маленький цикл \"На улице\", \"Несжатая полоса\". \"Маша\". \"Тяжелый крест достался ей на долю\", \" В больнице\". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме \"Рыцарь на час\" (1862), особенно в знаменитых строках:
\"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,\"
- обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии,
отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи \"Однажды, в студеную зимнюю пору\" - про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении \"Крестьянские дети\", где герой оборачивает \"другой стороною медаль\" крестьянского детства:
\"Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему\".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения \"Размышления у парадного подъезда\" (1858) и \"Железная дорога\" (1864). В \"Размышлениях...\" конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: \"Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний\". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии \"За заставой, в харчевне убогой...\", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения \"Назови мне такую обитель...\".За \"Железную дорогу\" редактор \"Современника\", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все \"страшно эффектное\", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок \"Назови мне такую обитель\" из \"Размышлений\" и последние три строфы второй части \"Железной дороги\". Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль \"народного заступника\" для Некрасова есть, используя формулу Фета, \"патент на благородство\" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение \"Памяти Добролюбова\" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а \"идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова\", как позднее признавался сам автор. Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц \"Евгения Онегина\" и \"Медного всадника\" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является \"Утро\" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к \"ней\", связывая ее грусть и душевные страдания с \"окружающей нас нищетою\", с которой \"здесь природа сама заодно\". Затем следуют две \"сельские\" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, \"кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь\", туман, мутное небо, и вывод автора: \"Хоть плачь?\", \"Но не краше и город богатый\". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних \"городских\" стихов: \"Еду ли ночью\", \"На улице\", \"Убогая и нарядная\" (1859), цикла \"О погоде\" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: \"железной лопатой... мостовую скребут\", \"начинается всюду работа\", \"возвестили пожар с каланчи\", \"на позорную площадь кого-то провезли\" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: \"кто-то умер\", \"где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой\".Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество бессмыслицы: \"Торгаши просыпаются дружно и спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть\".Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: \"Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит\", - эхо \"Медного всадника\", но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле \"На улице\". Слова \"колотит\" и \"попался\" -- низкая лексика, просторечие: \"Опять вор! Опять бьют\". \"Гонят стадо гусей на убой\" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли! Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: \"Верю - здесь не страдать мудрено\"; \"В даль сокрытую...\", \"Жутко нервам...\"; \"Чу! из крепости...\"; \"Выстрел - кто-то покончил с собой...\". Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма \"Кому на Руси жить хорошо?\" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.
\"Ночь.
Успели мы всем насладиться.
Что ж нам делать?
Не хочется спать\",
- начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, \"кто все терпит\", \"чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и страстям\". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни. В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской любовной лирики \"Я не люблю иронии твоей\" (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского \"Что делать?\". Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало стихотворение \"Еду ли ночью по улице темной\" (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. \"Беззащитная, больная и бездомная\", женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40-50-х годов: \"В дороге\". \"Перед дождем\", \"Тройка\", \"Родина\", \"Псовая охота\", маленький цикл \"На улице\", \"Несжатая полоса\". \"Маша\". \"Тяжелый крест достался ей на долю\", \" В больнице\". Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и обобщается в небольшой поэме \"Рыцарь на час\" (1862), особенно в знаменитых строках:
\"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви,\"
- обращается поэт к матери. Эти строки волнуют и сегодня. Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии,
отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи \"Однажды, в студеную зимнюю пору\" - про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении \"Крестьянские дети\", где герой оборачивает \"другой стороною медаль\" крестьянского детства:
\"Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему\".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения \"Размышления у парадного подъезда\" (1858) и \"Железная дорога\" (1864). В \"Размышлениях...\" конкретный единичный факт - приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государственных имуществ - возводится в ранг типичного явления: \"Знать, брели-то долгонько они/ Из каких-нибудь дальних губерний\". Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии \"За заставой, в харчевне убогой...\", строки 86-89 и, наконец, знаменитый финал стихотворения \"Назови мне такую обитель...\".За \"Железную дорогу\" редактор \"Современника\", где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все \"страшно эффектное\", как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному труду простого народа. Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип - революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот принцип: отрывок \"Назови мне такую обитель\" из \"Размышлений\" и последние три строфы второй части \"Железной дороги\". Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский характер. Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, другим вождям этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль \"народного заступника\" для Некрасова есть, используя формулу Фета, \"патент на благородство\" для любого честно мыслящего современника. Черты вождей революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ. Таково стихотворение \"Памяти Добролюбова\" (1864). В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а \"идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбова\", как позднее признавался сам автор. Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц \"Евгения Онегина\" и \"Медного всадника\" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является \"Утро\" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к \"ней\", связывая ее грусть и душевные страдания с \"окружающей нас нищетою\", с которой \"здесь природа сама заодно\". Затем следуют две \"сельские\" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, \"кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь\", туман, мутное небо, и вывод автора: \"Хоть плачь?\", \"Но не краше и город богатый\". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних \"городских\" стихов: \"Еду ли ночью\", \"На улице\", \"Убогая и нарядная\" (1859), цикла \"О погоде\" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: \"железной лопатой... мостовую скребут\", \"начинается всюду работа\", \"возвестили пожар с каланчи\", \"на позорную площадь кого-то провезли\" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: \"кто-то умер\", \"где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой\".Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество бессмыслицы: \"Торгаши просыпаются дружно и спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть\".Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: \"Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит\", - эхо \"Медного всадника\", но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле \"На улице\". Слова \"колотит\" и \"попался\" -- низкая лексика, просторечие: \"Опять вор! Опять бьют\". \"Гонят стадо гусей на убой\" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли! Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: \"Верю - здесь не страдать мудрено\"; \"В даль сокрытую...\", \"Жутко нервам...\"; \"Чу! из крепости...\"; \"Выстрел - кто-то покончил с собой...\". Большинство произведений русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма \"Кому на Руси жить хорошо?\" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы рекомендуем нашим читателям еще раз перечесть ее текст перед экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.