«Краткий пересказ романов Анны Зегерс»
Сочинение
Роман «Путь через февраль» (1935) посвящен событиям 1934 г. в Австрии — вооруженному восстанию венских рабочих против фашистского правительства Дольфуса.
В романах «Оцененная голова» (1933) и «Спасение» (1937) А. Зегерс рисует Германию в канун фашистского переворота. Вместо острых классовых столкновений, вихря драматических событий здесь перед нами очень подробные, обстоятельные описания нищенского быта крестьян и шахтеров, быта, каждая деталь которого давит, унижает человека; вместо патетических героев «Спутников» — образы отсталых, политически неразвитых людей, с большим трудом решающихся на первый шаг в борьбе или — и это бывает нередко — поддающихся фашистскому обману. Их настроения, их стремления, их душевное состояние Лнна Зегерс подвергает самому тщательному анализу.
Роман «Оцененная голова» вводит нас в обстановку немецкой деревни 1932 г., когда самим- ходом исторических событий каждый немец был поставлен перед необходимостью принять решение, определить свою позицию. В деревне под видом батрака скрывается рабочий из города, юноша Иоганн Шульц. Сопротивляясь полицейскому, дубинкой разгонявшему людей во время политической демонстрации, Иоганн ненароком убил его. За выдачу Иоганна Шульца назначена денежная награда. Так подвергается испытанию каждый из персонажей романа. Как поступят крестьяне деревни, что победит в каждом из них, человечность или корысть? Кого они поддержат, Шульца или преследующих его фашистских громил?
В «Спасении» изображена жизнь немецких шахтеров. Роману предпослан символический пролог: во время обвала в шахте семеро рудокопов оказались глубоко под землей. Их откопали только через восемь суток. В страшном испытании, пережитом ими, труднее всего было то, что сами они ничего не могли предпринять для своего спасения. Одного охватило отчаяние, другого — безнадежная ярость. .. И только мужество немолодого шахтера Бенча, распределявшего скудные запасы пищи и подбадривавшего слабых, помогло им дождаться дня освобождения.
Ситуация в несравненно больших масштабах повторяется в содержании всей книги. Извлеченные из-под земли шахтеры попадают в обстановку кризиса. И они и их товарищи оказываются без работы. Шахты закрываются. Испытание вынужденным бездействием длится более трех лет. В деморализующей обстановке кризиса слабые становятся добычей фашистской пропагандылСамые стойкие, и среди них Бенч, включаются в антифашистское движение. Но большинство рабочих на распутье. Чувствуя отвращение к фашистской лжи, они еще не видят перед собой ясной дороги борьбы за свои права и потому не оказывают фашизму активного сопротивления. За исканиями героев Анна Зегерс дает почувствовать крайнюю напряженность исторической ситуации, остроту борьбы между коммунистической партией и фашистской реакцией, возрастающую угрозу захвата власти фашистами.
«Седьмой крест» (1939) —итог и синтез предшествующих творческих- исканий Зегерс. Этот роман — новая глава в той летописи современности, которую она начала книгой «Спутники», посвященной первым столкновениям рабочего класса с фашизмом.
В «Седьмом кресте» показано тягчайшее из поражений, пережитых антифашистскими силами: Германия во власти гитлеризма. Простые люди, герои романов «Оцененная голова» и «Спасение», изображены здесь в новый, позорный и тяжкий период немецкой истории, сменившей годы острой политической борьбы, годы кризиса и исканий. В роман вошли образы людей, в которых лучшие силы народа, нередко еще не успев пробудиться, были забиты, подавлены страхом и порожденной им апатией. И все же Зегерс создала оптимистическую книгу, проникнутую идеей бессмертия народа, убеждением в неотвратимости краха гитлеризма.
Роман открывает картина лагеря Вестгофен, исполненная символического смысла. Лагерь, как и вся Германия, погружен во мрак реакции, в густой туман, в осенний холод. Льет проливной дождь, застилающий робкие проблески света. В лагерных печах горят платаны, на которых были распяты пойманные беглецы. Горит и седьмой платан, «седьмой крест», срубленный позже других, так и оставшийся пустым. И мысль о седьмом беглеце, ушедшем от палачей, согревает сердца заключенных, умножает их веру в силу идей коммунизма и пролетарской солидарности, в «единственную силу, способную вдруг вырасти безмерно и бесконечно». Та же картина завершает роман. Таково многозначительное обрамление книги. Седьмой крест становится символом непобедимости антифашистских сил, символом бессмертия народа. Анна Зегерс вновь и вновь обращается к этому образу, делая его лейтмотивом произведения.
О бессмертии народа, о непрочности, временности гитлеровского режима говорит и исторический экскурс, введенный в первую главу романа. Зегерс бросает взгляд в глубь веков, в далекие эпохи античности и средневековья, когда по немецкой земле проходили кельты и римляне, когда там стояли лагерем легионы, смешивались север и юг, восток и запад, — «точно мыльные пузыри, возникали царства, возникали и почти сейчас же лопались».
Писательница ставит царство гитлеризма в один ряд с этими варварскими царствами, обреченными историей,— сопоставление, характерное для немецкой антифашистской литературы 20-х гг. Подобные аналогии лежали в основе исторических романов Фейхтвангера, дилогии Генриха Манна о Генрихе IV.
В романах «Оцененная голова» (1933) и «Спасение» (1937) А. Зегерс рисует Германию в канун фашистского переворота. Вместо острых классовых столкновений, вихря драматических событий здесь перед нами очень подробные, обстоятельные описания нищенского быта крестьян и шахтеров, быта, каждая деталь которого давит, унижает человека; вместо патетических героев «Спутников» — образы отсталых, политически неразвитых людей, с большим трудом решающихся на первый шаг в борьбе или — и это бывает нередко — поддающихся фашистскому обману. Их настроения, их стремления, их душевное состояние Лнна Зегерс подвергает самому тщательному анализу.
Роман «Оцененная голова» вводит нас в обстановку немецкой деревни 1932 г., когда самим- ходом исторических событий каждый немец был поставлен перед необходимостью принять решение, определить свою позицию. В деревне под видом батрака скрывается рабочий из города, юноша Иоганн Шульц. Сопротивляясь полицейскому, дубинкой разгонявшему людей во время политической демонстрации, Иоганн ненароком убил его. За выдачу Иоганна Шульца назначена денежная награда. Так подвергается испытанию каждый из персонажей романа. Как поступят крестьяне деревни, что победит в каждом из них, человечность или корысть? Кого они поддержат, Шульца или преследующих его фашистских громил?
В «Спасении» изображена жизнь немецких шахтеров. Роману предпослан символический пролог: во время обвала в шахте семеро рудокопов оказались глубоко под землей. Их откопали только через восемь суток. В страшном испытании, пережитом ими, труднее всего было то, что сами они ничего не могли предпринять для своего спасения. Одного охватило отчаяние, другого — безнадежная ярость. .. И только мужество немолодого шахтера Бенча, распределявшего скудные запасы пищи и подбадривавшего слабых, помогло им дождаться дня освобождения.
Ситуация в несравненно больших масштабах повторяется в содержании всей книги. Извлеченные из-под земли шахтеры попадают в обстановку кризиса. И они и их товарищи оказываются без работы. Шахты закрываются. Испытание вынужденным бездействием длится более трех лет. В деморализующей обстановке кризиса слабые становятся добычей фашистской пропагандылСамые стойкие, и среди них Бенч, включаются в антифашистское движение. Но большинство рабочих на распутье. Чувствуя отвращение к фашистской лжи, они еще не видят перед собой ясной дороги борьбы за свои права и потому не оказывают фашизму активного сопротивления. За исканиями героев Анна Зегерс дает почувствовать крайнюю напряженность исторической ситуации, остроту борьбы между коммунистической партией и фашистской реакцией, возрастающую угрозу захвата власти фашистами.
«Седьмой крест» (1939) —итог и синтез предшествующих творческих- исканий Зегерс. Этот роман — новая глава в той летописи современности, которую она начала книгой «Спутники», посвященной первым столкновениям рабочего класса с фашизмом.
В «Седьмом кресте» показано тягчайшее из поражений, пережитых антифашистскими силами: Германия во власти гитлеризма. Простые люди, герои романов «Оцененная голова» и «Спасение», изображены здесь в новый, позорный и тяжкий период немецкой истории, сменившей годы острой политической борьбы, годы кризиса и исканий. В роман вошли образы людей, в которых лучшие силы народа, нередко еще не успев пробудиться, были забиты, подавлены страхом и порожденной им апатией. И все же Зегерс создала оптимистическую книгу, проникнутую идеей бессмертия народа, убеждением в неотвратимости краха гитлеризма.
Роман открывает картина лагеря Вестгофен, исполненная символического смысла. Лагерь, как и вся Германия, погружен во мрак реакции, в густой туман, в осенний холод. Льет проливной дождь, застилающий робкие проблески света. В лагерных печах горят платаны, на которых были распяты пойманные беглецы. Горит и седьмой платан, «седьмой крест», срубленный позже других, так и оставшийся пустым. И мысль о седьмом беглеце, ушедшем от палачей, согревает сердца заключенных, умножает их веру в силу идей коммунизма и пролетарской солидарности, в «единственную силу, способную вдруг вырасти безмерно и бесконечно». Та же картина завершает роман. Таково многозначительное обрамление книги. Седьмой крест становится символом непобедимости антифашистских сил, символом бессмертия народа. Анна Зегерс вновь и вновь обращается к этому образу, делая его лейтмотивом произведения.
О бессмертии народа, о непрочности, временности гитлеровского режима говорит и исторический экскурс, введенный в первую главу романа. Зегерс бросает взгляд в глубь веков, в далекие эпохи античности и средневековья, когда по немецкой земле проходили кельты и римляне, когда там стояли лагерем легионы, смешивались север и юг, восток и запад, — «точно мыльные пузыри, возникали царства, возникали и почти сейчас же лопались».
Писательница ставит царство гитлеризма в один ряд с этими варварскими царствами, обреченными историей,— сопоставление, характерное для немецкой антифашистской литературы 20-х гг. Подобные аналогии лежали в основе исторических романов Фейхтвангера, дилогии Генриха Манна о Генрихе IV.