«Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства»
Сочинение
Сколько писателей разных исторических эпох пытались приоткрыть завесу, за которой скрывается будущее, пытались предугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла в \"Городе Солнца\", Жюль Верн в своих романах, Оруэлл в \"1984\", Н.Г.Чернышевский в \"Что делать\" и другие.
Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. Неудовлетворенность настоящим, советской действительностью, заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос - знаменитый \"четвертый
сон\" Веры Павловны из романа Чернышевского \"Что делать?\". Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.
В романе \"Мы\" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: \"Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели\". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что не предвещала бы уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается \"математически совершенная жизнь\" Единого Государства. Символический образ \"огнедышащего интеграла\", чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, открывает
книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - \"нумеру\", лишенному имени, - было внушено, что \"наша несвобода\" есть \"наше счастье\" и что это \"счастье\" - в отказе от \"я\" и растворении в безличном \"мы\". Внушено, что художественное творчества - \"уже не
беспардонный соловьиный свист\", а \"государственная служба\". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно \"табелю сексуальных дней\".
Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. \"Однотипность\" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющим оком \"хранителей\".
Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи.
Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту
пору) представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений, насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх. и застой.
Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные выборы, \"хранители\",которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление
личности, где игнорируется человеческое \"я\", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается
надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает к борьбе.
У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема экологической тревоги. \"Антиобщество\", изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать \"обросших цифрами\" людей \"голыми в леса\", чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора,
может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа \"Мы\" принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к \"вечным ценностям\" в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на
своих \"запретных\" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую, нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману \"Мы\", пробившиеся к нам из небытия, позволят \"по-новому\" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. \"Мы\" -предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в
совокупность \"винтиков\". Такие произведения, как \"Мы\", \"выдавливают\" из человека рабство, делают его личностью. Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он писал Сталину) надеялся, что, может быть, вскоре вернется - \"как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова\". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом \"ига разума\" и началом распада Единого государства. Посмертно.
Таким писателем-фантастом был и Е.Замятин. Неудовлетворенность настоящим, советской действительностью, заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, чтобы чувствовать себя счастливым, чтобы осуществить свои надежды, реализовать идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос - знаменитый \"четвертый
сон\" Веры Павловны из романа Чернышевского \"Что делать?\". Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.
В романе \"Мы\" в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: \"Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели\". К сожалению, в таком обществе нет ничего, что не предвещала бы уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается \"математически совершенная жизнь\" Единого Государства. Символический образ \"огнедышащего интеграла\", чуда технической мысли и одновременно орудия жесточайшего порабощения, открывает
книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - \"нумеру\", лишенному имени, - было внушено, что \"наша несвобода\" есть \"наше счастье\" и что это \"счастье\" - в отказе от \"я\" и растворении в безличном \"мы\". Внушено, что художественное творчества - \"уже не
беспардонный соловьиный свист\", а \"государственная служба\". А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно \"табелю сексуальных дней\".
Роман Замятина - предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. \"Однотипность\" безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющим оком \"хранителей\".
Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи.
Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину (и не только ему в ту
пору) представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения - новый вариант тоталитаризма.
Роман Замятина приобрел особую цену и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений, насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх. и застой.
Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные выборы, \"хранители\",которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление
личности, где игнорируется человеческое \"я\", где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию - последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается
надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает к борьбе.
У Замятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это тема экологической тревоги. \"Антиобщество\", изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человека от природы. Автор мечтает выгнать \"обросших цифрами\" людей \"голыми в леса\", чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора,
может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа \"Мы\" принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к \"вечным ценностям\" в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина. Автор на
своих \"запретных\" страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую, нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману \"Мы\", пробившиеся к нам из небытия, позволят \"по-новому\" взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. \"Мы\" -предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в
совокупность \"винтиков\". Такие произведения, как \"Мы\", \"выдавливают\" из человека рабство, делают его личностью. Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он писал Сталину) надеялся, что, может быть, вскоре вернется - \"как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова\". Замятин смог вернуться на родину лишь с концом \"ига разума\" и началом распада Единого государства. Посмертно.