Гавриил Романович Державин
Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
57 сочинений
««Забавность» русского слога Державина»
Сочинение
«Забавность» русского слога Державина в том, что он сделал его «забавным», то есть веселым, простым, острым. Поэт «дерзнул... возгласить» не о подвигах, не о величии — о добродетелях, и к императрице отнестись как к обычному человеку, говорить о человеческих ее достоинствах. Поэтому здесь употреблено слово дерзнул. Главное же, Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность, справедливость, что мог
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Исторической заслугой Державина явилось введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех штилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и открыл широкую дорогу просторечию. «Тем самым Державин ввел в поэзию русской разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».Гоголь следующим образом характеризовал слог Державина:. «Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов».
Державин создает новые слова, не все из них привились, но некоторые вошли в русский язык. Так, в «Фелице» он употребил слово, образованное от имени героя романа Сервантеса «Дон Кихот»: «донкихотство», и оно прочно вошло в нашу речь.
Значительное место в языковом новаторстве Державина занимает словообразование, являющееся вообще одним из главнейших способов расширения словарного состава языка и характерное для русского словопроизводства второй половины XVIII века. Особенно охотно Державин создает сложные имена прилагательные и сложные причастия, образуя их с помощью различных суффиксов: кораблегибельный позор, скоропостижный огонь, высоковыйное счастие, листомрачный верх, огнепернатый шлем, вкусноспелые плоды, веселорезвая Эрата, солнцеокий осётр и т. д. Особенно это касается, как указано выше, эпитетов, обозначающих цвет.
Державин играл выдающуюся роль в истории русской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий XVIII века. Недаром В. Г. Белинский сказал, что «Державин — отец русских поэтов», что он «был первым живым глаголом нашей поэзии русской».
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Последняя строфа стихотворения свидетельствует о том, что Державин не надеется на единодушное одобрение современников. Исторической заслугой Державина явилось введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех штилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и открыл широкую дорогу просторечию. «Тем самым Державин ввел в поэзию русской разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».Гоголь следующим образом характеризовал слог Державина:. «Все у него крупно. Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов».
Державин создает новые слова, не все из них привились, но некоторые вошли в русский язык. Так, в «Фелице» он употребил слово, образованное от имени героя романа Сервантеса «Дон Кихот»: «донкихотство», и оно прочно вошло в нашу речь.
Значительное место в языковом новаторстве Державина занимает словообразование, являющееся вообще одним из главнейших способов расширения словарного состава языка и характерное для русского словопроизводства второй половины XVIII века. Особенно охотно Державин создает сложные имена прилагательные и сложные причастия, образуя их с помощью различных суффиксов: кораблегибельный позор, скоропостижный огонь, высоковыйное счастие, листомрачный верх, огнепернатый шлем, вкусноспелые плоды, веселорезвая Эрата, солнцеокий осётр и т. д. Особенно это касается, как указано выше, эпитетов, обозначающих цвет.
Державин играл выдающуюся роль в истории русской литературы. На его достижения опирались все поэты первых десятилетий XVIII века. Недаром В. Г. Белинский сказал, что «Державин — отец русских поэтов», что он «был первым живым глаголом нашей поэзии русской».