Гавриил Романович Державин
Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
57 сочинений
«Темы частной жизни в поэзии Державина»
Сочинение
В начале XIX в. продолжается интенсивная литературная деятельность крупнейшего поэта XVIII в.- Г. Р. Державина. Оставив в 1803 г. государственную службу, автор «Фелицы» до самой своей смерти много писал и печатался. В 1804 г. отдельным изданием вышли его «Анакреонтические песни». Большим литературным событием стал выход в 1808 г. «Собрания сочинений» Державина в пяти частях (пятая часть вышла в 1816 г.). Перед читателями, в сущности, впервые предстали с достаточной полнотой произведения самого крупного русского поэта того времени. Важно было и то обстоятельство, что в этом издании были устранены цензурные искажения, с которыми ранее печатались наиболее сильные в политическом отношении произведения Державина. Четырехтомник Державина не был простым подведением итогов сделанного ранее. Здесь напечатано много новых произведений. Державин продолжал откликаться на все важнейшие общественные события времени. Таков, например, его «Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества» (1813).
Многие стихотворения Державина посвящены темам частной жизни, например знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская» (1807). В этот период Державин увлекается драматургией и создает ряд произведений различных жанров: от трагедии до комической оперы. Какое же место занимал этот поэт ушедшего века в литературной борьбе нового времени?
Литературная позиция Державина была сложной и своеобразной. Председатель одного из «разрядов» «Беседы любителей русского слова», Державин не был, однако, правоверным архаистом. В письме И. И. Дмитриеву от 28 февраля 1804 г. Державин передает свой разговор с А. С. Шишковым, вызвавшим его «на похвалу своей критики, сделанной им на счет новых писателей». Под тем предлогом, что он, не будучи «грамматиком», не может судить «о всех тонкостях языка», Державин уклонился от прямой оценки взглядов Шишкова, однако назвал его рассуждения «слишком пристрастными». «Он отошел с неудовольствием»,- добавляет Державин. Заканчивая письмо, поэт пожелал Н. М. Карамзину «такого же успеха в истории, как в изданных им творениях». В том же году в предисловии к «Анакреонтическим песням» Державин как бы прямо выступает против стилистических установок архаистов: «По любви к отечественному слову, желал я показать его изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований». Но Державин не был и в числе карамзинистов. В цитированном письме к Дмитриеву он проницательно судит об опасностях, угрожавших карамзинской школе. Непосредственно за пожеланием успеха Карамзину Державин добавляет: «Но боюсь подражателей его, что они, выказывая свои таланты, силятся слишком проповедовать те правила, которых следствия опасны. Мы видим тому примеры». В последней фразе письма Державин определяет свою собственную позицию: «Мудрость заключается в средине крайностей».
Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: ни монархия, ни крепостное право не вызывали у него сомнений. Но еще в своих ранних произведениях он требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига, справедливости, добродетели. В своих одах-сатирах Державин смело обличал недостойных носителей власти (вспомним хотя бы его «Властителям и судиям», 1780-1787). Так и в оде «На восшествие на престол императора Александра I» (написана в 1801 г., но не была пропущена цензурой), выражая надежду, что новый царь будет править мудро и гуманно, Державин напоминает:
* Народны вздохи, слезны токи,
* Молитвы огорченных душ,
* Как пар возносятся высокий
* И зарождают гром средь туч:
* Он вержется, падет незапно
* На горды зданиев главы.
стерегаясь этого, «власти сильные» не должны «теснить» народ, которым они управляют. Есть свидетельства, что ода не понравилась царю. Как бы продолжением «Фелицы» явилась ода «К царевичу Хлору» (1802), в которой поэт наставляет внука Екатерины II, как ему следует править страной: «царь - законов только страж», он «блаженством подданных велик», он прислушивается к голосу народа, не терпит притеснителей-пашей, допускает в печати критику «злости» и «глупости».