Гавриил Романович Державин


Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
57 сочинений

«Жизнь и творчество Г. Р. Державина»

Сочинение


Гавриил Романович Державин — крупнейший русский поэт XVIII в. Родился в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Образование будущий поэт получил слабое, поскольку обучался у церковников, немецкого каторжника в частной школе, после поступил в Казанскую гимназию, которую не окончил. С 1762 г. Державин поступает на службу и служит в течение 10 лет солдатом в гвардейском Преображенском полку. Первое время он жил в казарме со «сдаточными» солдатами из крестьян и наравне с ними выполнял самую черную работу. Вместе с полком участвовал в перевороте, возведшем на престол Екатерину II.

Служба была самым трудным периодом в жизни Державина. Находясь после смерти отца в крайне стесненном материальном положении, Державин пристрастился к карточной игре, сделался отъявленным шулером, повел распутную жизнь, совершил ряд уголовных проступков. Позднее, будучи офицером, Державин по собственному почину принял деятельное участие в усмирении пугачевского бунта в качестве члена секретной следственной комиссии. Деятельность Державина во время пугачевщины во многом загадочна. Сам он ставил себе в особую заслугу, что, имея возможность добиться «всего», чего бы ни захотел, не изменил Екатерине. Несмотря на это, он восстановил против себя высшее начальство: главнокомандующий хотел «повесить Державина вместе с Пугачевым». В дальнейшем будущий поэт поступил на гражданскую службу, достиг высоких чинов: губернатора, секретаря Екатерины II, сенатора, государственного казначея, наконец, министра юстиции. В 1803 г., ввиду резкой оппозиции либеральным тенденциям Александра I, был «уволен от всех дел» и последние годы жизни прожил в полном покое в Петербурге.

Деятельность Державина, который буквально из низов поднялся до министра юстиции, на самом деле представляла собой ряд побед и поражений, взлетов и падений.

Во время пугачевского бунта Державина признали «недостойным продолжать военную службу», а его пребывание в кресле губернатора закончилось отставкой и преданием суду. Следующей ступенью в карьере Державина стала должность царского секретаря, но в этой должности он долго не продержался. Императрица жаловалась на него, что он «не только грубил при докладах, но и бранился».

Правители, пришедшие после Екатерины (Павел, а потом Александр), подверти его опале «за непристойный ответ» и за то, что «он слишком ревностно служит».


Современники приписывали злоключения Державина его резкому, неуживчивому характеру («бранится с царями и не может ни с кем ужиться»). Сам Державин считал, что он страдает за свою неуклонную приверженность к «правде» всегда и во всем («я тем стал бесполезен, что горяч и в правде чорт»). На самом деле в истории служебной деятельности Державина резко сказались особенности того социального слоя бедного служилого дворянства, который в эпоху дворцовых переворотов, пугачевщины, временщиков с исключительной энергией выдвинулся в первые ряды класса, оттесняя родовитую знать, сделавшись главной «подпорой» незаконного екатерининского трона. Вся служебная деятельность Державина направлена по линии борьбы с родовитой знатью, «мишурными царями» (стародворянскими крупнопоместными феодалами) — борьбы, в которой он опирается на временщиков, «случайных» людей (Г. Потемкина, А. Зубова) и саму императрицу. Однако временщики для Державина были всего лишь более удачливыми представителями того социального слоя, к которому он сам принадлежал. Императрица всем своим самодержавным могуществом опять-таки была обязана поддержке социально подобного Державину дворянского «множества». Отсюда тот «якобинский» пафос независимости, личного достоинства, который наряду с необходимостью «толкаться в передней» у временщиков, готовностью ревностно служить своим пером императрице и ее «орлам» так свойственен Державину- царедворцу и Державину-поэту.

На свою литературную деятельность сам Державин склонен был смотреть преимущественно как на орудие в той борьбе, которую он вел, из бедности и низов пробиваясь к «почетным чинам», подымаясь к самому подножию трона. Если верить его собственным неоднократным заявлениям, все его стихи за самыми малыми исключениями носят неуклонно-попитический характер, все написаны «на случай», проникнуты острой злободневностью. Боясь, что они станут непонятными новому читателю, Державин впоследствии составил особый «ключ», подробный автокомментарий, в котором детально объяснил, что именно послужило целью или толчком к написанию той или иной вещи. По поводу одной из наиболее удаленных, казалось бы, от всякой злободневности од Державина, знаменитой религиозной оды «Бог», один из осведомленных современников замечал: «Нет строки, нет выражения в шуточных и важных стихотворениях Державина, которые бы были им написаны без намерения, без отношения к лицам или обстоятельствам того времени.

Екатерина и другие особы, для которых он преимущественно писал, понимали все это и умели ценить». Это замечание приобретает особый вес, если мы обратимся к датам биографии: 15 февраля 1784 г. Державин уволен князем Вяземским от службы. «Бог» напечатан 23 апреля того же года. 22 мая Державин получает важное назначение — олонецким губернатором. По-видимому, «Бог» был воспринят Екатериной как пламенный гимн самодержавию, и она, как всегда в таких случаях, поспешила щедро наградить своего «собственного автора» (поэт так и подписывал некоторые свои письма — «ее величества собственный автор»). И в трудных обстоятельствах Державин постоянно «прибегает к своему таланту». Служебная карьера Державина начинается знаменитой одой «Фелица», посвященной прославлению Екатерины, впервые после нее обратившей внимание на Державина и пожаловавшей ему табакерку, осыпанную бриллиантами, и 500 червонцев. Свое положение после отставки от губернаторства он поправляет новой одой ей же, называемой «Изображение Фелицы», и «возвращает себе благоволение» Павла I одой на восшествие его на престол и т. д.

Свои оды Державин определял как «пустяки», которые не представляют собой никакой ценности: «...все это так, около себя и важного значения для потомства не имеет: все это скоро забудут». Однако именно оды занимают важное место в его творчестве и выходят далеко за те служебные рамки, в которые он их поставил. Поэзия Державина является памятником русской литературы и екатерининской России.