«Читайте, деревья, стихи Гесиода»
Сочинение
Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.). Осознавая себя великим учителем, Гесиод стремится ввести в поэму «Труды и дни» множество разнообразных нравственных правил и хозяйственных наставлений. Свои поучения он сопровождает народными пословицами, приводит как доказательство своей правоты басни и мифы. Гесиод - древнегреческий поэт и рапсод (исполнитель своих произведений). Родился в селении Киме в Эолиде (Малая Азия). Вскоре его отец, обедневший торговец, вынужден был переселиться в Беотию. Пришлось заняться сельским хозяйством в селении Аскра близ знаменитой горы Геликон. По легенде в юности Гесиод пас скот. Вдруг ему явились геликонские музы — они и внушили ему поэтический дар.
Имя поэта производят от глагола «наслаждаться» или, по другой трактовке, «производить звуки, петь, воспевать». Гесиод становится профессиональным рапсодом. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину. Произведения Гесиода в первую очередь дидактичны, т. е. нравоучительны.
Наиболее известное и значительное произведение Гесиода -назидательная поэма «Труды и дни». Она написана в форме увещеваний, обращенных к брату поэта Персу. Братья ведут тяжбу о наследстве, Гесиод советует разорившемуся братцу не отбивать чужой кусок, а добиться достатка трудом.
Повествователя отличает мировоззрение крестьянина. Он осуждает «царей-дароядцев» за безделье, взяточничество, неправедный суд. Достается и женщинам — за их легкомыслие и мотовство. Герой Гесиода обретает счастье в упорном труде над обработкой своего участка земли, хотя и допускает мысль, что в крайнем случае можно пуститься за наживой в дальнее плавание. Гесиоду близок миф о непрерывном ухудшении человеческой жизни и морали — от «золотого» века до «железного». Крестьянину остается только уповать на справедливость Зевса. Но главное, рапсод уверен, что человеческое достоинство, его внутренний мир и достаток будут спасены трудом.
Гесиод старательно описывает работы земледельца, труд мореплавателя и важные приметы, связанные с различными днями месяца. Это представляет большой интерес не только для литературоведов, но и для историков.
Интересно, что греческие рапсоды были безымянны — Гесиод первым определил себя как индивидуальность и называл свое имя. В поэме «Происхождение богов» («Теогония») Гесиод пытается систематизировать разноречивые эпические сказания о богах, создать единое генеалогическое древо, а также дать историю происхождения мира. Повествование начинается от предвечного хаоса, земли и эрота. Автор показывает нам несколько поколений богов, заканчивая Зевсом и его потомством.
...Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла, В благостных демонов все превратились они наземельных Волей великого Зевса: людей на земле охраняют, Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая Людям богатство. Такая им царская почесть досталась. После того поколенье другое, уж много похуже, Из серебра сотворили великие боги Олимпа. Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали, Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам, Как по обычаю людям положено. Их под землею Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим...
Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин». Она представляла собой список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов. К сожалению, «Каталог женщин» сохранился только в отрывках.
Имя поэта производят от глагола «наслаждаться» или, по другой трактовке, «производить звуки, петь, воспевать». Гесиод становится профессиональным рапсодом. Он выступает как пророк, призванный музами вещать истину. Произведения Гесиода в первую очередь дидактичны, т. е. нравоучительны.
Наиболее известное и значительное произведение Гесиода -назидательная поэма «Труды и дни». Она написана в форме увещеваний, обращенных к брату поэта Персу. Братья ведут тяжбу о наследстве, Гесиод советует разорившемуся братцу не отбивать чужой кусок, а добиться достатка трудом.
Повествователя отличает мировоззрение крестьянина. Он осуждает «царей-дароядцев» за безделье, взяточничество, неправедный суд. Достается и женщинам — за их легкомыслие и мотовство. Герой Гесиода обретает счастье в упорном труде над обработкой своего участка земли, хотя и допускает мысль, что в крайнем случае можно пуститься за наживой в дальнее плавание. Гесиоду близок миф о непрерывном ухудшении человеческой жизни и морали — от «золотого» века до «железного». Крестьянину остается только уповать на справедливость Зевса. Но главное, рапсод уверен, что человеческое достоинство, его внутренний мир и достаток будут спасены трудом.
Гесиод старательно описывает работы земледельца, труд мореплавателя и важные приметы, связанные с различными днями месяца. Это представляет большой интерес не только для литературоведов, но и для историков.
Интересно, что греческие рапсоды были безымянны — Гесиод первым определил себя как индивидуальность и называл свое имя. В поэме «Происхождение богов» («Теогония») Гесиод пытается систематизировать разноречивые эпические сказания о богах, создать единое генеалогическое древо, а также дать историю происхождения мира. Повествование начинается от предвечного хаоса, земли и эрота. Автор показывает нам несколько поколений богов, заканчивая Зевсом и его потомством.
...Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,
Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.
Жили те люди, как боги, со спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость
К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны
Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.
А умирали, как будто объятые сном. Недостаток
Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный
Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,
Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —
Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.
После того как земля поколение это покрыла, В благостных демонов все превратились они наземельных Волей великого Зевса: людей на земле охраняют, Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая Людям богатство. Такая им царская почесть досталась. После того поколенье другое, уж много похуже, Из серебра сотворили великие боги Олимпа. Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали, Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам, Как по обычаю людям положено. Их под землею Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим...
Продолжением «Теогонии» была поэма «Каталог женщин». Она представляла собой список красавиц, от брака которых с богами произошли герои, родоначальники знатных родов. К сожалению, «Каталог женщин» сохранился только в отрывках.