«Собрание сочинений Вольтера, вышедшее в 1784—1789 годах»
Сочинение
Вольтер (псевдоним; настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694—1778) — один из вождей просветителей, поэт, драматург, прозаик, автор философских, исторических, публицистических сочинений, сделавших его властителем дум нескольких поколений европейцев. Собрание сочинений Вольтера, вышедшее в 1784—1789 гг., заняло 70 томов.
Начало жизненного и творческого пути. Вольтер родился в Париже в семье нотариуса. Он получил образование в иезуитском коллеже Людовика Великого («В школе я знал только латынь и глупости», — позже отмечал он), после чего, по настоянию отца, изучал юриспруденцию. Желание быть писателем приводит Вольтера в кружок аристократов-либертенов (вольнодумцев), где он читает свои стихи легкого, эпикурейского содержания и остроум ные, иногда злые эпиграммы. За одну из них, в которой он называет регента Франции Филиппа Орлеанского «кровосмесителем; и «отравителем», Вольтер попадает на год в Бастилию (1717-1718), где пишет трагедию «Эдип» и начинает работать над эпической поэмой «Генриада» (ок. 1728).
Блестящая карьера Вольтера как драматурга и поэта была прервана в 1726 г., когда после ссоры с аристократом де Роганом он снова попал на 5 месяцев в Бастилию, а затем вынужден был до 1729 г. жить в Англии. Там он познакомился с творчеством Шекспира и Мильтона, с английской философией и наукой (Бэкон, Локк, Ньютон), стал сторонником конституционной монархии английского образца и деизма39. Под влиянием деизма Вольтер стал противником религиозного фанатизма, католической церкви («Раздавите гадину!»— его знаменитый афоризм о церкви), но не атеистом («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», — утверждал он).
Драматургия Вольтера. После представления на сцене «Эдипа» в 1718 г. Вольтер становится знаменитым, ему пророчат лавры Корнеля и Расина. Миф об Эдипе, впервые в драматургической форме разработанный Эсхилом (из его тетралогии дошла трагедия «Семеро против Фив»), нашедший высшее воплощение в тетралогии Софокла (дошли «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне»), в дальнейшем переработанный в трагедии Сенеки «Эдип», был знаком Вольтеру прежде всего в интерпретации П. Корнеля, чья трагедия «Эдип» была представлена в 1659 г.
Корнель усложнил античный сюжет, введя любовную линию Тезея и Дирсеи, дочери Лая, которую Эдип хочет выдать за Гемона. Вольтер решил возродить античную простоту и ясность сюжета, хотя и не отказался от введения любовной линии (любовь Филоклета к Иокасте). Однако возвращение к античным истокам не мешает разглядеть в «Эдипе» Вольтера трагедию периода зарождения Просвещения. Из трагедии ушла тема рока, жрец-предсказатель Тирезий оказывается ловким обманщиком. Вольтер переносит акцент на моральную проблематику. Эдип выступает как просвещенный монарх, утверждающий: «Умереть за свой народ — это долг королей!» Убийство, совершенное им, — трагическая ошибка по неведению.
За 60 лет драматургической деятельности Вольтер написал 54 пьесы: 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов.
Английская сцена оказала значительное воздействие на творчество Вольтера во время его пребывания в Англии в 1726—1729 гг.
Деизм — религиозно-философское учение, допускающее существование Бога только как первопричины мира и отрицающее существование Бога как личности и его вмешательство в жизнь природы и общества, а значит, отрицающее чудеса, откровение и т. д.
Он был первым, кто утвердил имя Шекспира в сознании французов. Не без влияния Шекспира создана трагедия Вольтера «Аделаида Дюгеклен» (1734), в которой изображались «готические» нравы и рыцарские идеалы Позднего Средневековья. Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру французской драматургии — исторической трагедии — и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму, содержания в типично классицистических формах.
Среди новаторских идей Вольтера 1730-х гг. (от некоторых из них он позже отказался) особую известность приобрела изложенная в предисловии к комедии «Блудный сын» (пост. 1736, изд. 1738) мысль о правомерности смешения жанров. Именно по этому поводу Вольтер бросил крылатую фразу: «Все жанры хороши, кроме скучного».
В дальнейшем Вольтер отойдет от того течения, в котором классицистическая основа подвергалась воздействию предромантических идей, хотя и позже в строгие контуры его трагедий проникали чуждые классицизму элементы. Так, в «Семирамиде» (1748) появилась тень убитого царя Нина. Широко использует Вольтер экзотическую обстановку действия (Перу в «Альзире», Мекка в «Магомете», Пекин в «Китайском сироте»). Высшим выражением предромантических тенденций было создание Вольтером трагедии «Танкред» (1760— 1761), содержащей в себе черты зрелищно-действенной драмы. Изучение драматургии Вольтера показывает, что крупнейший классицист XVIII в. тысячами нитей был связан с зарождавшимся романтизмом.
Начало жизненного и творческого пути. Вольтер родился в Париже в семье нотариуса. Он получил образование в иезуитском коллеже Людовика Великого («В школе я знал только латынь и глупости», — позже отмечал он), после чего, по настоянию отца, изучал юриспруденцию. Желание быть писателем приводит Вольтера в кружок аристократов-либертенов (вольнодумцев), где он читает свои стихи легкого, эпикурейского содержания и остроум ные, иногда злые эпиграммы. За одну из них, в которой он называет регента Франции Филиппа Орлеанского «кровосмесителем; и «отравителем», Вольтер попадает на год в Бастилию (1717-1718), где пишет трагедию «Эдип» и начинает работать над эпической поэмой «Генриада» (ок. 1728).
Блестящая карьера Вольтера как драматурга и поэта была прервана в 1726 г., когда после ссоры с аристократом де Роганом он снова попал на 5 месяцев в Бастилию, а затем вынужден был до 1729 г. жить в Англии. Там он познакомился с творчеством Шекспира и Мильтона, с английской философией и наукой (Бэкон, Локк, Ньютон), стал сторонником конституционной монархии английского образца и деизма39. Под влиянием деизма Вольтер стал противником религиозного фанатизма, католической церкви («Раздавите гадину!»— его знаменитый афоризм о церкви), но не атеистом («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», — утверждал он).
Драматургия Вольтера. После представления на сцене «Эдипа» в 1718 г. Вольтер становится знаменитым, ему пророчат лавры Корнеля и Расина. Миф об Эдипе, впервые в драматургической форме разработанный Эсхилом (из его тетралогии дошла трагедия «Семеро против Фив»), нашедший высшее воплощение в тетралогии Софокла (дошли «Эдип-царь» и «Эдип в Колоне»), в дальнейшем переработанный в трагедии Сенеки «Эдип», был знаком Вольтеру прежде всего в интерпретации П. Корнеля, чья трагедия «Эдип» была представлена в 1659 г.
Корнель усложнил античный сюжет, введя любовную линию Тезея и Дирсеи, дочери Лая, которую Эдип хочет выдать за Гемона. Вольтер решил возродить античную простоту и ясность сюжета, хотя и не отказался от введения любовной линии (любовь Филоклета к Иокасте). Однако возвращение к античным истокам не мешает разглядеть в «Эдипе» Вольтера трагедию периода зарождения Просвещения. Из трагедии ушла тема рока, жрец-предсказатель Тирезий оказывается ловким обманщиком. Вольтер переносит акцент на моральную проблематику. Эдип выступает как просвещенный монарх, утверждающий: «Умереть за свой народ — это долг королей!» Убийство, совершенное им, — трагическая ошибка по неведению.
За 60 лет драматургической деятельности Вольтер написал 54 пьесы: 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов.
Английская сцена оказала значительное воздействие на творчество Вольтера во время его пребывания в Англии в 1726—1729 гг.
Деизм — религиозно-философское учение, допускающее существование Бога только как первопричины мира и отрицающее существование Бога как личности и его вмешательство в жизнь природы и общества, а значит, отрицающее чудеса, откровение и т. д.
Он был первым, кто утвердил имя Шекспира в сознании французов. Не без влияния Шекспира создана трагедия Вольтера «Аделаида Дюгеклен» (1734), в которой изображались «готические» нравы и рыцарские идеалы Позднего Средневековья. Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру французской драматургии — исторической трагедии — и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму, содержания в типично классицистических формах.
Среди новаторских идей Вольтера 1730-х гг. (от некоторых из них он позже отказался) особую известность приобрела изложенная в предисловии к комедии «Блудный сын» (пост. 1736, изд. 1738) мысль о правомерности смешения жанров. Именно по этому поводу Вольтер бросил крылатую фразу: «Все жанры хороши, кроме скучного».
В дальнейшем Вольтер отойдет от того течения, в котором классицистическая основа подвергалась воздействию предромантических идей, хотя и позже в строгие контуры его трагедий проникали чуждые классицизму элементы. Так, в «Семирамиде» (1748) появилась тень убитого царя Нина. Широко использует Вольтер экзотическую обстановку действия (Перу в «Альзире», Мекка в «Магомете», Пекин в «Китайском сироте»). Высшим выражением предромантических тенденций было создание Вольтером трагедии «Танкред» (1760— 1761), содержащей в себе черты зрелищно-действенной драмы. Изучение драматургии Вольтера показывает, что крупнейший классицист XVIII в. тысячами нитей был связан с зарождавшимся романтизмом.