«Русская фантастика (И. А. Ефремов и Кир Булычев)»
Сочинение
И вижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизн
в прижимаясь щекой...
И. Бродский
Иван Антонович Ефремов начал писать фантастику, когда ему было тридцать семь. Доктор биологических наук, видный геолог, он был участником и руководителем многих экспедиций Академии наук на Север, в Закавказье, на Урал и в Восточную Сибирь. Его перу принадлежало уже около полусотни опубликованных научных трудов. Ученому постоянно приходилось вести дневники, описывать ископаемые, условия залегания пластов, окружающих ландшафтов, минералы и бесконечное разнообразие их красок и оттенков.
Ефремов выступил как новатор и в историческо-фантастической литературе в произведении “Великая дуга”. Разрабатывая эту тему, он действовал на воображение читателей совершенно необычным подходом к изображению интеллектуального облика своих героев, которые в борьбе с жестокой природой и социальной несправедливостью приходят к целостному восприятию окружающего мира и осознанию могущества. В рассказе “Великая дуга” Ефремов-писатель как бы дополняет и продолжает Ефремова-ученого.
В самом известном его романе “Земля Санникова” реальность и фантастика тесно связаны, переплетаются, дополняя друг друга. Пафос безграничности сознания, радость постижения окружающей природы и всего материального мира — основа основ его литературного творчества.
Своеобразие Ефремова — мыслителя и художника в том, что он в состоянии охватить исторический процесс в его всеобъемлющем контексте. От далекого прошлого земли и предыстории человечества он свободно переходит к временам грядущим, опираясь на познание закономерностей исторического и научного процессов. В своих произведениях он выступает как писатель-гуманист, отстаивающий идеи добра, любви и мира. Не всегда в его романах торжествует справедливость, но герои, благородные и сильные, возвышенные и справедливые, отстаивают ее до последнего вздоха, верят в то, что жизнь прожита не зря, если потрачена на пользу людям. Они всегда встают на сторону слабых и беззащитных, не колеблясь идут в огонь и воду во имя высшей справедливости, за которую и жизнь отдать не страшно.
Космическое видение мира выражено у писателя в “формулах” и в образах. В формулах эти характеристики сжатые и точные, почти афористичные, а в образах высокопоэтичные, созданные могучим воображением талантливого ученого-писателя. Все это и позволяло оставаться Ефремову на передовых позициях научно-фантастической литературы.
Другим выдающимся фантастом России, но уже нового времени, является российский писатель, ученый-востоковед, переводчик и сценарист Игорь Всеволодович Можейко — Кир Булычев (псевдоним Кир Булычев образован путем совмещения имени жены и девичьей фамилии матери). Как ученый Кир Булычев известен своими исследованиями по истории и культуре Юго-Восточной Азии, как писатель — фантастическими произведениями, рассчитанными не только на взрослую, но и на детскую аудиторию, как сценарист — работой над фильмами “Через тернии к звездам”, “Тайна третьей планеты” и другими. Доктор исторических наук, лауреат ряда литературных премий, Кир Булычев живет и трудится в Москве.
В недавнем прошлом вышло полное собрание сочинений писателя и ученого, в него вошли 27 томов художественных произведений и 15 научных.
Кир Булычев отказался от вступления в Союз писателей, потому что не разделял его отношения к литературе и писателям. Сам фантаст старается ничем не проявить своего единства с идеологией коммунизма. В науке он также нашел нейтральную нишу: кандидатскую писал по бирманскому средневековью, а докторскую — по истории буддизма. Из тех повестей и (рассказов, что не потерялись за десятилетия, некоторые вдруг оказываются актуальными и сегодня- Как, например, случилось с повестью “Осечка”, написанной в 1968 году и поставленной на питерском телевидении в ноябрьские дни 1995 года.
Булычев хочет написать цикл романов “Река хронос” о молодых людях, родившихся еще в прошлом веке и силой случая получивших возможность пройти молодыми все трагедии и надежды нашего века. И, пройдя молодыми мимо нас, исчезнуть в будущем. Помимо этого он планировал и написал книгу, в которую вложил много времени и сил. Это книга “Падчерица Эпохи”. Она рассказывает об отечественной фантастике с 1917 по 1941 год. В книге рассказывается не только об этом периоде, который мы знаем лишь по верхушкам айсбергов, но и об удивительных отношениях фантастики как литературы с фантастическим обществом, с которым она пыталась взаимодействовать. Еще одна книга писателя заслуживает внимания читателей—“Фантастический бестиарей”. Вестиареями называли в средневековье сборники сведений о зверях. В книге рассказывается о животных и существах, придуманных людьми.
Кир Булычев продолжает традиции русской фантастики, наследником которой считает себя. Он развивает в своем творчестве идеи гуманизма. Писатель полон творческих планов, а значит, появятся новые произведения, еще более занимательные и интересные, так как наука не стоит на месте, а жанр фантастики во многом опирается на науку, черпая из нее новейшие достижения и самые фантастические теории.
далеко за рекой,
к равнодушной отчизн
в прижимаясь щекой...
И. Бродский
Иван Антонович Ефремов начал писать фантастику, когда ему было тридцать семь. Доктор биологических наук, видный геолог, он был участником и руководителем многих экспедиций Академии наук на Север, в Закавказье, на Урал и в Восточную Сибирь. Его перу принадлежало уже около полусотни опубликованных научных трудов. Ученому постоянно приходилось вести дневники, описывать ископаемые, условия залегания пластов, окружающих ландшафтов, минералы и бесконечное разнообразие их красок и оттенков.
Ефремов выступил как новатор и в историческо-фантастической литературе в произведении “Великая дуга”. Разрабатывая эту тему, он действовал на воображение читателей совершенно необычным подходом к изображению интеллектуального облика своих героев, которые в борьбе с жестокой природой и социальной несправедливостью приходят к целостному восприятию окружающего мира и осознанию могущества. В рассказе “Великая дуга” Ефремов-писатель как бы дополняет и продолжает Ефремова-ученого.
В самом известном его романе “Земля Санникова” реальность и фантастика тесно связаны, переплетаются, дополняя друг друга. Пафос безграничности сознания, радость постижения окружающей природы и всего материального мира — основа основ его литературного творчества.
Своеобразие Ефремова — мыслителя и художника в том, что он в состоянии охватить исторический процесс в его всеобъемлющем контексте. От далекого прошлого земли и предыстории человечества он свободно переходит к временам грядущим, опираясь на познание закономерностей исторического и научного процессов. В своих произведениях он выступает как писатель-гуманист, отстаивающий идеи добра, любви и мира. Не всегда в его романах торжествует справедливость, но герои, благородные и сильные, возвышенные и справедливые, отстаивают ее до последнего вздоха, верят в то, что жизнь прожита не зря, если потрачена на пользу людям. Они всегда встают на сторону слабых и беззащитных, не колеблясь идут в огонь и воду во имя высшей справедливости, за которую и жизнь отдать не страшно.
Космическое видение мира выражено у писателя в “формулах” и в образах. В формулах эти характеристики сжатые и точные, почти афористичные, а в образах высокопоэтичные, созданные могучим воображением талантливого ученого-писателя. Все это и позволяло оставаться Ефремову на передовых позициях научно-фантастической литературы.
Другим выдающимся фантастом России, но уже нового времени, является российский писатель, ученый-востоковед, переводчик и сценарист Игорь Всеволодович Можейко — Кир Булычев (псевдоним Кир Булычев образован путем совмещения имени жены и девичьей фамилии матери). Как ученый Кир Булычев известен своими исследованиями по истории и культуре Юго-Восточной Азии, как писатель — фантастическими произведениями, рассчитанными не только на взрослую, но и на детскую аудиторию, как сценарист — работой над фильмами “Через тернии к звездам”, “Тайна третьей планеты” и другими. Доктор исторических наук, лауреат ряда литературных премий, Кир Булычев живет и трудится в Москве.
В недавнем прошлом вышло полное собрание сочинений писателя и ученого, в него вошли 27 томов художественных произведений и 15 научных.
Кир Булычев отказался от вступления в Союз писателей, потому что не разделял его отношения к литературе и писателям. Сам фантаст старается ничем не проявить своего единства с идеологией коммунизма. В науке он также нашел нейтральную нишу: кандидатскую писал по бирманскому средневековью, а докторскую — по истории буддизма. Из тех повестей и (рассказов, что не потерялись за десятилетия, некоторые вдруг оказываются актуальными и сегодня- Как, например, случилось с повестью “Осечка”, написанной в 1968 году и поставленной на питерском телевидении в ноябрьские дни 1995 года.
Булычев хочет написать цикл романов “Река хронос” о молодых людях, родившихся еще в прошлом веке и силой случая получивших возможность пройти молодыми все трагедии и надежды нашего века. И, пройдя молодыми мимо нас, исчезнуть в будущем. Помимо этого он планировал и написал книгу, в которую вложил много времени и сил. Это книга “Падчерица Эпохи”. Она рассказывает об отечественной фантастике с 1917 по 1941 год. В книге рассказывается не только об этом периоде, который мы знаем лишь по верхушкам айсбергов, но и об удивительных отношениях фантастики как литературы с фантастическим обществом, с которым она пыталась взаимодействовать. Еще одна книга писателя заслуживает внимания читателей—“Фантастический бестиарей”. Вестиареями называли в средневековье сборники сведений о зверях. В книге рассказывается о животных и существах, придуманных людьми.
Кир Булычев продолжает традиции русской фантастики, наследником которой считает себя. Он развивает в своем творчестве идеи гуманизма. Писатель полон творческих планов, а значит, появятся новые произведения, еще более занимательные и интересные, так как наука не стоит на месте, а жанр фантастики во многом опирается на науку, черпая из нее новейшие достижения и самые фантастические теории.