Александр Аркадьевич Галич


Биография
Биография писателя
Произведения
1 произведение
Сочинения
3 сочинения

«Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу (А. Галич. «Возвращение»)»

Сочинение

Я на этой земле останусь…

А. Галич

В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза «Генеральная репетиция», а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые «Облака», «Когда я вернусь» и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека. Значит, его эстетические взгляды созвучны всем добрым и справедливым людям России.

Книгу «Возвращение» открывает стихотворение «Песня об Отчем Доме «:

Ты часто мне снишься, мой Отчий Дом,

Золотой мой недолгий век,

Но все то, что случится со мной потом,

Все отсюда берет разбег.



Я знаю судьбу А. Галича, и для меня «Отчий Дом» — это образ родины, неподвластный влияниям темных сил. Но эти силы могут повлиять на судьбу «жильцов» этого Дома:

Как ни странно мне было, мой Отчий Дом,

Когда некто с пустым лицом

Мне сказал, усмехнувшись, что в доме том

Я не сыном был, а жильцом.

Автор, пользуясь развернутой метафорой, в четырех строках передает ощущение любящего свою родину человека, испытавшего несправедливость власти. Но лирический герой Галича ни в чем не винит Отчий Дом. Он верит в его святость. Он готов разделить с ним любую беду и прийти, если понадобится, вызволять его из огня. Вся поэзия Галича светится благородством отношения к вечным человеческим ценностям.

Особенно хочу отметить песни-реквиемы памяти А. Ахматовой, О. Мандельштама и Б. Пастернака. В них с особой силой звучит голос Галича-гражданина. Он тонко чувствует трагедию этих людей, потому что они тоже пережили (каждый по-своему) разлуку с Отчим Домом.

Трагедию Анны Ахматовой автор передает через образ девочки, которая вырастает и мужает для любви и счастья и гордой походкой идет сквозь жизненные испытания:

На праздник и на плаху

Идет она, как ты!

По Пряжке, через Прагу —

Искать свои «Кресты»!

Автор заканчивает реквием возвращением героини домой, где она никому не жалуется на свою судьбу: «И никому ни слова — где была…» А последние слова героини прямо обращены к Анне Ахматовой:

Но с мокрых пальцев облизнет чернила

И скажет, притулившись в уголке:

«Прости, но мне бумаги не хватило,

Я на твоем пишу черновике…"

Мне даже кажется, что автор не столько стремится этой метафорой передать трагедию большого поэта, сколько утвердить непобедимость своих идеалов, неподвластных темным силам.

В другой песне-реквиеме памяти О. Мандельштама автор использовал стихи самого Мандельштама, как бы предсказавшего свою суровую судьбу. У Мандельштама есть такие строки:

И только и света,

Что в звездной колючей неправде.

А жизнь промелькнет

Театрального капора пеной.

И некому молвить

Из табора улицы темной…

Мандельштама и Галича роднит страстная любовь к музыке, поэтому, мне кажется, автор очень удачно и наверняка не случайно начал реквием с музыкального образа:

Всю ночь за стеной ворковала гитара.

Сосед-прощелыга крутил юбилей.

И два понятых, словно два санитара,

Зевая, томились у черных дверей.

Автор мастерски переплетает три сюжетных линии: первая — идет обыск в квартире Мандельштама; вторая — жизнь соседа-обывателя, справляющего свой юбилей, а за стеной во время обыска раздается музыка радиолы и блатарь-одессит распевает «Рамону»; третья — строки из приведенного стихотворения Мандельштама, вкрапленные в текст реквиема.