Это мы, Господи!

Константин Дмитриевич Воробьёв


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
7 сочинений

«Путь Сергея Кострова к свободе (по повести К. Воробьева «Это мы, господи!»)»

Сочинение

Автобиографическая повесть К. Воробьева «Это мы, господи!» была написана в 1943 году, когда группа партизан, сформированная из бывших военнопленных, вынуждена была уйти в подполье. Ровно тридцать дней в литовском городе Шяуляй Константин Воробьев писал о том, что довелось ему пережить в фашистском плену.

В 1946 году рукопись поступила в редакцию журнала «Новый мир». В тот момент автор представил лишь первую часть повести, поэтому вопрос о ее публикации был отложен до тех пор, пока не появится окончание. Однако вторая часть так и не была написана. Даже в личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась, но отдельные ее фрагменты вошли в некоторые другие произведения Воробьева.

Лишь в 1985 году рукопись «Это мы, господи!» была обнаружена в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, куда была сдана вместе с архивом «Нового мира». В 1986 году повесть К. Воробьева наконец-то увидела свет.

Главный герой произведения, Сергей Костров — молодой лейтенант, в первый же год войны попавший в немецкий плен. Вся повесть посвящена описанию жизни советских военнопленных в немецких лагерях. В центре произведения — судьба главного героя, которую можно описать как «путь к свободе».

В плену, почти сразу же, Сергей твердо решил бежать, бежать, чтобы остаться в живых. То, что творили фашисты с советскими пленными, невозможно описать никакими словами. Немцы стремились превратить русских в безликие существа, способные только бездумно работать, а после умереть от истощения и страшных болезней, не доставляя фрицам особых хлопот. На первый взгляд, это им удавалось. Многие сотни тысяч русских пленных полегли, так и не дождавшись исполнения своей мечты — наестся досыта вареной картошки.

Кострову тоже было очень тяжело. Он, наравне с остальными, переносил все издевательства фашистов. Воробьев не рисует в своем произведении идеальных героев, его задача в другом — максимально точно и правдиво передать то, чему он сам был непосредственным свидетелем. В жизни Сергея были моменты, когда он отчаивался, терял веру и надежду. Так, в начале его пути несколько раз срывался план побега — немцы что-то «чуяли» и усиливали меры безопасности. Часто приходилось герою терять своих соратников, друзей, которые успели стать ему близкими за время «совместного пути в ад»: немецкой пулей задело Никифорыча, лопатой зарубили эсесовцы командира Николаева, с которым Сергей готовил побег в литовском Каунассе.

После смерти Николаева Костров на какое-то время опустил руки: «Ходил он подавленный, мрачный. Все навязчивей липла мысль о «последней возможности». Сергей предполагал, что из Литвы их повезут в Германию, в концлагеря, а оттуда убежать будет гораздо сложнее. Все чаще на ум герою приходили мысли о самоубийстве. Но, несмотря на это, где в глубине души все равно оставалась решимость — во что бы то ни стало бежать.

Первый побег Кострова, спонтанный, окончился неудачей. Немцы почти тут же поймали героя и его, совсем юного, сообщника — восемнадцатилетнего Ванюшу. Но этот совместный героический поступок сделал двух людей друзьями, сблизив их на почве несгибаемого стремления к свободе. Долго искали они возможности снова повторить попытку побега, и снова нашли ее. Уже на ходу летящего поезда Ванюшка и Костров выпрыгивают в окно, открывая путь для побега и другим, — кто хочет и кто может это сделать.

Во время побега, в экстремальной ситуации, проявляются все лучшие качества главного героя: целеустремленность, твердость, решительность, забота не только о себе, но и о других.

После второго побега, очнувшись и вспомнив, что он пленный, герой изо всех сил старается спрятаться, скрыться в кустах, уйти подальше от места побега. Сделав последний рывок, Костров понимает, что израсходовал все силы. У него наступает депрессия, отчаяние, страх, безразличие. Но это была лишь минутная слабость. В голове у него бьется лишь одно: «Я должен идти». Инстинкт жизни, сила воли, молодость берут свое.

Вместе с Ванюшкой пробирается Сергей к своим. Снова в этих людях зажглась надежда, удесятерились силы — скоро, совсем скоро они будут дома. Но эйфория постепенно сменяется ужасом отчаяния. Сергей собственноручно поджигает дом, где находится связанный полицаями Ваня. Далее Костров пробирается уже в одиночку. Бывали минуты, когда не хотелось бороться, не хотелось дышать, когда было все равно, жизнь или смерть. Но жажда жизни превозмогала все.

Однако и второй побег закончился для Сергея пребыванием в тюрьме гестапо. Героя поймали литовские полицейские и сдали немцам. Но и здесь, испытав на себе все ужасы допроса гестаповцев, Сергей не сдается. В очередной раз он начал вместе с сообщниками разрабатывать план побега. Но и этот план сорвался. Сергей остался в лагере, его сковали и поместили в камеру смертников. Лишь в последний момент Кострова и двоих его товарищей по несчастью переводят в Шауляйскую тюрьму.

Заканчивается повесть (вернее, ее первая часть) настойчивыми мыслями героя: «Бежать, бежать, бежать…» Костров снова ищет возможность и надежного друга, чтобы совершить побег, а до конца войны остается еще два года…

Как сложится судьба героя? Мы надеемся, что все же ему удастся осуществить план побега, и долгая дорога к свободе удачно завершится. Но, в любом случае, мы понимаем, что Костров будет бороться, подогреваемой ненавистью к фашистам и жаждой жизни. А, выбравшись из плена, Сергей не будет прятаться дома в ожидании конца войны. Он до последнего будет бороться, защищая родную землю и мстя за всех тех, чьи души и тела погибли на его глазах, за тех, кто требовал отмщения.

Другие сочинения по этому произведению


Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести К. Воробьева «Это мы, господи!») Рецензия на повесть Трагическая судьба народа во второй мировой войне Война в повести К Ворбьева "Это мы Господи!" Тема войны в повести К. Воробьева "Это мы, Господи!.." Подвиг человека на войне (На примере повести К Воробьева "Это мы Господи! ")