Лев Николаевич Толстой


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
120 сочинения

«Великий писатель русской земли Лев Николаевич Толстой»

Сочинение

Живя в давнем родительском имении, Толстой еще в детстве услышал семейные легенды и пересказы о войне 1812 г. и не такое далекое восстание декабристов. Уже в детские и подростковые года у Толстого зародилась глубокая заинтересованность отечественной историей. «Без своей Ясной Поляны, — сознавался он со временем, — я едва могу себе вообразить Россию и свое отношение к ней». В Ясной Поляне Толстой вблизи видел, как живет обычный народ, который стал его «самой ранней любовью». Здесь еще до того времени, как он познакомился со стихами Пушкина, Толстой услышал немало народных сказок, песен, былин. Когда Толстому было девять лет, отец впервые повез его в Москву, впечатление от встречи с которой были незабываемыми.

Первый период московской жизни юного Толстого длился меньше четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а со временем и отца. Вместе с сестрой и тремя братьями Толстой переехал в Казань. Там жила одна из отцовских сестер, которая и взяла опеку над детьми.

Живя в Котле, Толстой два с половиной года готовился к вступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на «восточном», а со временем на юридическом факультетах. Известный тюрколог профессор Казембек, который готовил его к экзаменам, был удивлен лингвистическими способностями юного Толстого. В зрелом возрасте Толстой свободно общался на английском, французском и сербском языках. Знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский языки; изучал древнеегипетский, турецкий, голландский, болгарский и другие. Не считая себя полиглотом, Толстой, вопреки тому, имел возможность знакомиться с произведениями многих зарубежных писателей в оригинале.

Толстому шел девятнадцатый год, когда он начал вести дневник, который продолжал до самой смерти (в Полном собрании сочинений дневник занимает 13 томов).

Занятие за государственными программами и учебниками обременяли Толстого-студента. Он пришел в восхищение самостоятельной работой по исторической теме и, покинув университет, поехал из Котла в Ясную Поляну, которую получил после распределения наследства отца. Потом он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же он начал повесть «Детство» («Детство»). В скором времени Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат Николай, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Молодому Толстому удалось увидеть войну своими глазами и проверить собственную отвагу. Вступив в армию юнкером, он потом защитил экзамен на младший офицерский чин. Эпизоды Кавказской войны Толстой описал в рассказах «Наскок» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852—1863). На Кавказе писатель закончил повесть «Детство», в 1852 г. опубликованное в журнале «Современник».

С началом Крымской войны Толстой перевелся из Кавказа в Дунайскую армию, которая воевала против турок, а потом в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на бастионе, Толстой проявил незаурядную отвагу и был награжден орденом Анны и медалями. Осенью 1856 г. Толстой вышел в отставку и в скором времени отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а потом помог открыть свыше 20 школ в окружающих селах. Писатель издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862).

Уже первые произведения Толстого — повести «Детство», «Отрочество» («Отрочество») и «Юность» («Юность»), кавказские и севастопольские военные рассказы, «Утро помещика « — свидетельствовали, что в русскую литературу пришел новый выдающийся художник. По замыслу автора, «Детство», «Отрочество» и «Юность», а также повесть «Молодость», которая, тем не менее, не была написана, должны были составить роман «Четыре эпохи развития». Изображая становление характера Николая Иртеньева, Толстой кропотливо исследует, как влияла на его героя среда — сначала узкий родственный мир, а потом все шире круг его новых знакомых, ровесников, друзей, соперников. Уже в первом законченном произведении, посвященному ранней и, как твердил Толстой, наилучшей, самой поэтичной поре человеческой жизни — детству, он с глубокой печалью пишет о том, что между людьми воздвигнуты жестокие преграды, которые разъединяют их на множество групп, разрядов и классов. Особенно трудным для Иртеньева оказалось отрочество. Изображая эту «эпоху» в жизни героя, писатель решил «показать плохое влияние» на Иртеньева «суетности воспитателей и столкновенье интересов семьи». В сценах университетской жизни с симпатией изображены его новые знакомые и друзья — студенты-разночинцы, подчеркивается их умственное и моральное превосходство над героем-аристократом, который придерживается кодекса comme il faut (светского человека).

В самом начале писательского пути Толстого в его творчество входит тема разъединения людей. В трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» четко проявляется этическая невозможность идеалов светского человека, аристократа «по наследству». Кавказские военные рассказы писателя и рассказ о Севастопольской обороне поражали не только суровой правдой о войне, а и правдой об офицерах-аристократов, которые пришли в действующую армию за чинами, рублями и наградами. В «Утре помещика» трагедия русского дореформенного села приводила к мысли об аморальности крепостничества.

Повесть «Казаки», которая завершает первое десятилетие литературной деятельности Толстого, предрасположила к себе внимание свежестью и яркостью красок, особым превосходством и звучностью тона.

Картины жизни ее героев, их цельные характеры писатель связал с особенностями истории гребенского казачества, которое не испытало злоключений крепостного порядка. В этом произведении писатель попробовал соединить романную форму с эпопеей, поместив типичного толстовского героя, рефлектирующего, неудовлетворенного собой молодого дворянина Оленина, в народную среду.

Осенью 1862 г. 34-летний граф Толстой вступил в брак с дочерью врача придворного ведомства 18-летней Софией Андреевной Берет. Первая семейная радость создала у Толстого ощущение найденного мира и большого счастья. Увлекшись хозяйством, он приумножил свои имения, купил землю в Самарской губернии. Вместе с тем досуг Толстой отдавал литературе и, прежде всего, романа «Война и мир», который он писал с «болезненным упрямством и волнением на протяжении семи лет».

На страницах «Войны и мира» («Война и мир», 1863-1869) объединяется огромный и пестрый материал. Здесь соединяются, образовывая органическое единство, картины исторической и родственно-бытовой, общенародной и частной жизни. Перед глазами читателя проходят, не мешая друг другу, свыше шестисот персонажей. Действие романа длится более пятнадцати лет. Для успешной работы над произведением, подчеркивал Толстой, необходимо, чтобы художник любил в нем главную мысль. В «Войне и мире», как сознавался писатель, он «любил мысль народную». «Мысль народная» положена Толстым в основу характеристики и оценки героев произведения, исторических событий и исторических деятелей. Возражая трактовке Отечественной войны 1812 г. как войны Наполеона І и Александра І, Толстой указывал, что, кроме пораженной гордости двух императоров, были «миллионы миллионов других причин». Между них были большие и мелкие, общие и частные, государственные и личные. И лишь по неизвестным людям законом совпадения причин происходят большие события, связанные «со всем ходом истории».

В одном из писем, датированных временем окончания «Войны и мира», Толстой говорит о главных героях романа: «Я бы хотел, чтобы вы полюбили моих этих детей. Там есть красивые люди. Я их очень люблю». Тем не менее по-отечески любя Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову, писатель их не идеализировал. Достаточно напомнить о становых предрассудках князя Андрея, которых он так и не смог преодолеть до конца. Герои толстовского романа привлекательны, прежде всего, тем, что стремятся к деятельному участию в общей жизни, отважно идут навстречу трудным испытаниям, стараются ставить и решать вопрос, который касается не только их личной жизни, а и всего человечества.

И полковой командир Андрей Болконский, и капитаны Тушин и Тимохин, и фельдмаршал Кутузов смотрят на войну как «на страшную необходимость». Они принимают в ней участие, осознавая, что от ее результата зависит «вопрос жизни и смерти отчизны». перейдя к постановке проблем общечеловеческого значения, главные герои «Войны и мира» остаются людьми в свое время, своей среде, ищут и находят конкретные пути служения действенному добру. В этом их коренное отличие от предыдущих героев русской литературы, т.н. «лишних людей». В отличие от героинь А. Пушкина, И. Тургенева, которые выбрали путь самоотречения (Татьяна Ларина, Лиза Калитина), Наташа Ростова живет деятельной и счастливой жизням. Т. поставил эту героиню в центр важнейших сюжетно-фабульных «узлов» романа.

На страницах «Войны и мира» живут, вступая между собой в сложные отношения, лица «полно выдуманные», как их называл сам Толстой, а также лица исторические. И каждую из них автор проверяет эпохой 1812 p., выясняя их отношение к общенародному, общенациональному делу спасения отчизны от иностранных захватчиков. Кроме этого — главного критерия оценки персонажей, здесь проступает сложная шкала моральных ценностей, согласно которой Наполеон вызывает к себе отрицательное отношение. Лишь в Кутузове как «представителю народной войны», «представителю русского народа» Толстой усматривает настоящее величие.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его за именем главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как упоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматической семейной жизни Анни Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина. Тем не менее, история счастливой семьи Левина не идиллическая: ощущение тревоги за будущее не оставляет героя, которого не раз охватывает отчаяние. Левин несет в себе черты типичного толстовского правдоискателя, счастливого, честного, который не боится ставить самые острые вопросы времени. Он болезненно ищет выход из тупика, в который зашла русская пореформенную жизнь. Толстовский герой ратует за «бескровную революцию», которая, по его мнению, состоится сначала у него в имении, потом в его уезде, потом — в губернии и, в конце концов, во всей России и далеко за ее пределами. Эта революция, убежденный Левин, не «обидит» ни холопа, ни господина. Но крестьяне к проектам героя об общем с ними владение землей, об «артельном» хозяйстве относятся с непреодоленным недоверием. Видя, что его интересы помещика «не только чужие и фатально противоположные их самым справедливым интересам», Левин вместе с тем признает «простоту, чистоту и законность этой жизни» людей работы.

Он считает, что найдет утеху для себя и оправдание вины дворянства перед народом из-за богатой столичной жизни, если будет жить, как старый крестьянин Фоканич, о котором говорят, что он «для души живет, Бога помнит». Такой финал поисков свидетельствовал о глубоком кризисе в сознании не только романного героя, а и самого писателя. Левин — один из ближайших ему героев.

Левин искренне сочувствует Анне Карениной, видя в ней глубоко оскорбленную и страдающую душу, которая решилась презреть правилами «светского этикета», которые заменяли в ее среде общечеловеческие нормы морали. Если отношения Левина с его окружением складываются иногда драматически, то для Анни Карениной они — трагические. Брак Анны с Карениным «устроен» ее теткой и был браком по расчету. Анна стала женой мужчины, который «всю жизнь свою... прожил и проработал в сферах служебных, что имеют дело с отображениями жизни». Решающая черта характера Каренина заключалась в том, что «каждый раз, когда он сталкивался с самой жизнью, он отстранялся от нее».

Далек от интересов настоящей жизни и Вронский с его искусственным «сводом правил» светского человека. Недаром Левин беспокоится за Анну, опасаясь, что «Вронский не совсем понимает ее». И уже первые встречи Анны и Вронского преисполнены предчувствия неминуемой для них беды. Восприимчивая к любой фальши Долли называет семью Анны и Вронского «неправильной», поскольку за это она заплачена руинами каренинской семьи. Пострадал не только Каренин, но и сын Сергей, о сиротстве которого не может забыть Анна. Она любит обоих, но соединить их в одну семью не может — это выше ее сил. И в этом — главная причина ее страданий.

Не только ретроградная, а и радикальная критика 70-х гг. не разгляделаа глубоких связей нового романа Толстого с современностью. Это побуждало Ф. Достоевского посвятить «Анне Карениной» цикл статей в «Дневнике писателя». «Анна Каренина», — писал он, — является совершенством как художественное творение, к которому ничто подобное из европейских литератур не может приравняться...» Возражая домыслам критиков о несвоевременности содержания «Анны Карениной», Достоевский утверждал, что роман Толстого отвечает острейшей «злобе дня» и близко подошел к той характеристике типа толстовского романа, которая через много лет прозвучала в предисловии Томаса Манна к американскому изданию «Анны Карениной»: «Я не колеблясь назвал «Анну Каренину» величайшим социальным романом во всей мировой литературе».После окончания двух наиболее значительных произведений в творчестве Толстого настал определенный кризис, вызванный поисками ответа на «вечные вопросы»: в чем смысл жизни? что есть человек? для чего живет? куда направляется в своем незнании? Сомневаясь и веруя, Толстой писал в своих дневниках: «От души говорю: помоги, Господи!., ничего не хочу для себя. Готов на страдание и пренебрежение, только бы знать о самом себе, что делаю то, что нужно!» Духовный перелом состоялся на границе 80-х гг. Выстрадав свое новое мировоззрение, писатель нашел в нем сопротивления для жизни и дальнейшего творчества. На свой взгляд переосмыслив учение Христа, Толстой сделал неожиданное для себя открытие: «Случилось со мной то, что случается с человеком, который вышел в деле и неожиданно понял, что дело это совсем не нужно, и возвратился домой. Я так же, как разбойник, поверил учению Христа и спасся». С того времени началось духовное перерождение Толстого и, по определению И. Бунина, его «освобождение».

В 80-х гг. появились повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Холстомер. История лошади». Они поразили читателей объединением глубокого психологизма с разоблачительным пафосом. В «Смерти Ивана Ильича» писатель рассказал о внутреннем мире ничем не примечательного чиновника, который считает, что он устроил свою жизнь «приятно и пристойно», что она «одобряема обществом» и начальством. Неизлечимая болезнь и страх близкой смерти заставляют его прозреть и понять, что «приличную, веселую, приятную жизнь», которым он жил, ужасна своей пустотой, фальшивостью, полнейшей бездуховностью. В «Холстомере» и «Смерти Ивана Ильича» Толстой использовал художественный прием своеобразной ретроспекции: сначала в них речь идет о финале жизненной судьбы главных героев, а уже со временем, в свете конца, опысывается вся их предыдущая жизнь. Ильича» Толстой использовал художественный прием своеобразной ретроспекции: сначала в них речь идет о финале жизненной судьбы главных героев, а уже со временем, в свете конца, опысывается вся их предыдущая жизнь. Этот прием писатель использовал и в повести «Крейцерова соната» (1887—1889). В ней, а также в рассказе «Дьявол» (1889-1890) и повести «Отец Сергей»(1890-1898) остро поставлены проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контрастов построена повесть Толстого «Хозяин и работник» (1895) стилистически связанная с циклом его «народных рассказов», написанных в 80-х гг. Все остропроблемные произведения 90-х гг., а также статьи и трактаты «позднего» Толстого, посвященные самым злободневным вопросам современности, объединенные мысленным взором о неизбежности «развязки» социальных разногласий. «Какой будет развязка, не знаю, — писал Толстой в 1892 г., — но что речь идет к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, — я уверен». Этой идеей проникнут роман «позднего» Толстого «Воскресение» (1889-1899).

Продолжительное время, работая над архитектурой «Воскресения», писатель создал панорамную композицию, которая дала ему возможность показать все «этажи» пореформенного русского общества, ввести своего наблюдательного героя — князя Дмитрия Ивановича Нехлюдова — в разные сферы бюрократического государства. Встречаясь из высокопоставленными людьми из чиновничьей, военной, церковной, полицейской каст, Нехлюдов доходит до вывода, что они являются единой корпорацией «людоедов», полно глухих, равнодушных к бедствиям и потребностям людей из народа. Такими являются все «хозяева жизни», начиная от царских сановников, обер-прокурора Синода, сенаторов, министров, губернаторов и заканчивая тюремными начальниками.

Толстой не идеализирует своего героя. Свыше десяти лет тому какая-то «страшная завеса» запрятала от сознания Нехлюдова и преступность учиненного им обмана Катюши Масловой, и преступность всего его образа жизни. Пройдет немало времени, прежде чем он, все больше убеждаясь в аморальности своего образа жизни, решится на разрыв отношений с людьми, которых считал близкими. Рассказывая историю жизни главной героини романа, писатель говорит, что это была самая обычная история. Судьбу Катюши определили два пережитые ею «духовных переворота»: один был вызван подлым поступком Нехлюдова, который отверг ее, бросив именно на «дно» жизнь, а второй состоится с ней тогда, когда по дороге на каторгу она встретит людей, которым поверит и которые помогут ей духовно возродиться.

В начале 900-х гг. в жизни Толстого состоялось событие, о котором писала пресса всего мира: святейший Синод отлучил его от православной церкви, прибавив фамилию писателя к перечню «еретиков», вероотступников, «слуг дьявола». Тем не менее «отлучение» от церкви не произвело на Толстого особого впечатления: когда петербургский митрополит Антоний старался найти путь для примирения писателя с официальной церковью, Толстой ответил: «О примирении речи быть не может». В последнее десятилетие писатель занимался, как и всегда, напряженной творческой работой. С исключительным увлечением он работал над повестью «Хаджи-Мурат» (1896—1904), в которой старался сравнить «два полюса властного абсолютизма» — европейский, воплощаемый Николаем І, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. Толстой называет «двумя главными неприятелями той эпохи» не народы — россиян и горцев, а «Шамиля и Николая». От войны страдали и горцы, и простой, миролюбивый солдат Петр Авдеев. В то самое время Толстой создал одну из наилучших своих пьес — «Живой труп».

Считая отягощающим помещичье устройство жизни в Ясной Поляне, Толстой несколько раз планировал, и продолжительное время не решался его покинуть. Тем не менее, жить по принципу «вместе-порознь» уже не мог, и в ночь на 28 октября 1910 г. тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был остановиться на небольшой станции Астапово (теперь — Лев Толстой), где и провел свои последние несколько дней. 10 декабря 1910 г. Толстого похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю буерака, где в детстве он вместе с братом искал «зеленую палочку», что прятала «тайну», как сделать всех людей счастливыми.

Огромное влияние Толстого на мировой литературный процесс является общепризнанным и безоговорочным.

Толстой сыграл значительную роль в истории украинско-русских культурных связей. Он интересовался жизням украинского народа, его культурой, не раз бывал в Украине — в городке Летичеве (Хмельнитчина), в 1879 г. — в Киеве, где посетил Киево-Печерскую лавру, Софийский и Михайловский соборы, духовную академию, ознакомился с археологическим музеем. Киевские впечатления отображены в работе «Исследование догматического богословия». В 1884 г. Толстой приехал в Чернигов, гостил у художника М. Ге на хуторе Ивановском (теперь с.Шевченко). В письмах к Александру III и Николая II и публицистических произведениях с негодованием писал о жестоких репрессиях против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. Толстой знал поэзию Т. Шевченко, особенно высоко ценил его «Наймичку». Ему было близко учение украинского философа Г. Сковороды, которого он называл мудрецом. Писатель был лично знакомый и состоял в переписке с Марком Вовчком, Д. Яворницким, встречался из Г. Заньковецкой, Г. Кропивницким. Образы украинцев выведены в рассказах «Рубка леса», «Севастополь в августе 1855г.», «Два деды «и др. На основе украинской легенды «Святой и черт» написанное его народный рассказ «Старый в церкви».

О Толстом как о большом мастере слова писали Леся Украинка, В. Стефаник, О. Кобилянска. И. Франко был одним из активных популяризаторов и исследователей творчества Толстого, оказывал содействие изданию его произведений в Западной Украине, опубликовал статьи «Л. Толстой», «Толстой и земство» и др.

В XIX ст. переводы произведений Толстого на украинском языке выходили преимущественно в Западной Украине. В XX ст. все его значительные произведения перевели В. Щурат, Г. Хоткевич, О. Кундзич, О. Хуторян, Е. Дробязко и др., а в 1960 г. вышло из печати 12-томное собрание сочинений Толстого на украинском языке. Комедия Толстого «Плоды образования», драмы «Влада тьмы», «Живой труп» широко представленные в украинских театрах, а на оперной сцене - опера «Война и мир» Сергея Прокофьева.