«Художническая мощь Л. Н. Толстого»
Сочинение
Творчество Л. Н. Толстого - одно из самых значительных явлений литературы критического реализма. Отразив с необычайной широтой и проникновенностью наиболее существенные стороны жизни, Толстой «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться - по характеристике Ленина - до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе»
Художническая мощь Толстого при всей своей исключительности во многом предопределена социально-историческими условиями. Толстой не принимал лжи, фарисейства, деления людей на бедных и богатых, насилия над человеком. «Совершенно ясно понял и почувствовал все безумие нашей, богатых, освобожденных от труда сословий, жизни… Люди, не работая, то есть не исполняя один из законов своей жизни, не могут не ошалеть. Так шалеют перекормленные домашние животные: лошади, собаки, свиньи»,- писал Толстой в дневнике в октябре 1905 г. Протест против моральных, психологических и социальных аномалий своего времени и определил формирование Толстого как гениального писателя. Но протест Толстого не был его личным ощущением. В нем выразилось настроение обездоленного крестьянства. «Его устами,- писал Ленин,- говорила вся та многомиллионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной последовательной, идущей до конца, непримиримой борьбы с ними». Этим объясняются как сильные, так и слабые стороны в творчестве Толстого: обличение самодержавно-полицейского порядка, церкви, дворянско-буржуазного общества и в то же время - неумение найти выход из социального кризиса, проповедь «непротивления злу насилием». Время Толстого - это преимущественно послереформенная эпоха, когда все только что «переворотилось» и «начинало укладываться», но укладывалось под влиянием буржуазных отношений противоречиво, порой уродливо. Эта противоречивость нашла отражение и в произведениях гениального художника. Однако при всем том протест его был столь велик, а стремление дойти до самого корня в объяснении вопросов жизни выразилось с такой наглядностью и силой, что творчество Толстого явилось, но определению Ленина, шагом «вперед в художественном развитии всего человечества».
Лев Николаевич Толстой родился в августе 1828 г. в Ясной Поляне Тульской губернии, в семье графа. Детские годы Толстого прошли на лоне чудесной русской природы в обстановке патриархально-помещичьего быта, который казался идиллическим. “Впоследствии Толстой называл годы своей жизни до четырнадцати лет радостным поэтическим временем, несмотря на то что он рано лишился матери и отца. Воспитывался Толстой дальней родственницей Т. А. Ергольской, отличавшейся чуткостью, добротой.
Уже в отрочестве Толстой стал задумываться над смыслом человеческих отношений. Однажды гувернер-иностранец за незначительную провинность запер мальчика в комнате и угрожал розгами.
Повесть «Детство», которой Толстой дебютировал в «Современнике», была опубликована в 1852 г. В 1854 г. написано «Отрочество», в 1856 г. - «Юность». В совокупности эти повести составили автобиографическую трилогию. Многие факты личной жизни писателя нашли в ней свое отражение. В то же время это типическая, обобщенная картина жизни дворянского общества. Усадебный быт, нравы помещиков, их отношение к слугам обозначены в трилогии верными, запоминающимися штрихами. Но главную задачу Толстой видел в том, чтобы на примере образа Николеньки Иртеньева раскрыть сложный процесс формирования ее стадиях: детство, отрочество, юность. Каждый период имеет свои особенности, обусловленные не только возрастными моментами, но и влиянием среды.
В детстве человек предельно доверчив, раскрыт ко всему прекрасному. Важно, убеждает Толстой, в этом периоде не подорвать в ребенке веру в людскую доброту, тягу к прекрасному. Николенька, как и все пытливые дети, до всего доходит своим опытом. Следовательно, многое зависит от того, с чем столкнется юная душа, какова окружающая среда. Впервые в автобиографической литературе писатель так определенно подчеркнул роль внешнего фактора в духовном развитии личности.
Постепенно Николенька начинает осознавать сложность человеческих отношений, прежде всего отношений отца и матери, господ и крепостных. Он всех любил, считал добрыми, хорошими людьми, полагая, что и взрослые должны любить друг друга. Но оказалось, что между ними существует разлад, в том числе между отцом и матерью. Отец несправедлив и к учителю. Так герой приходит к выводу, что люди не столь прекрасны и добры, какими казались прежде, что в их отношениях немало фальши. Смерть маменьки («Отрочество») подтвердила эти наблюдения мальчика. Отец вскоре успокоился, родственники и приживалки изображали неутешное горе, но их слезы были неискренни.
Движение и рост юного сознания показаны Толстым поэтапно, преимущественно через переходы от одного чувства героя к другому. Это определило психологизм стиля трилогии, направленного на выявление наиболее характерных состояний развивающейся души. Сам Толстой так определял эти состояния: «В детстве - теплота и верность чувства; в отрочестве - скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность и (начало тщеславия) гордость; в юности - красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе…» Наглядность в изображении этих ощущений определили неповторимое художественное своеобразие трилогии Толстого. Писатель дорожил этим произведением и незадолго до смерти оставил такое свидетельство: «Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто еще так не чувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».