Лев Николаевич Толстой


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
120 сочинения

«Всемирная слава Л. Н. Толстого»

Сочинение

19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев­нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве­дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст­вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи­лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо­жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ­ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи­сал роман на историческую тему и обратился к изо­бражению народной жизни. И до него уже изобра­жался внутренний мир литературных героев. Но толь­ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про­никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой­на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто­го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно­венно описывает Толстой во многих своих произве­дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че­ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо­го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по­средством которого вырабатывается мысль и чувство».Влияние Толстого на русскую и мировую литера­туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто­римая личность оказывались своеобразным ориенти­ром в отстаивании и защите великих общечелове­ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че­хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе­ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не­возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав­торитет гениального представителя русской литера­туры, открывшего новую страницу в истории миро­вой художественной культуры. Ограничимся выска­зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро­ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор­чество; он учит нас безошибочному выбору поло­жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно­гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс­ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль­ной ответственности за себя и за все, что совер­шается в мире.