Александр Сергеевич Пушкин
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
«ВРЕМЕНА ГОДА В ПОЭЗИИ А. С. ПУШКИНА»
Сочинение
Для А. С. Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении \"Деревня\" идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении \"Погасло дневное светило...\" морская стихия - символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина - \"К морю\" символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении \"Осень\". Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем \"расшифровать\" мотивы стихотворения \"Осень\" с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа \"Евгений Онегин\".
Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения \"Осень\" скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении \"Весна, весна, пора любви...\", где на лирического героя весна \"наводит скуку\", томленье и \"томное волненье\". Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: \"весной я болен\" (\"Осень\") и \"тяжко мне\" (\"Весна, весна, пора любви...\").
В седьмой главе \"Евгения Онегина\" в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение \"Весна, весна, пора любви...\". То, что \"синея блещут небеса\" и природа \"улыбкой ясной\" встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг \"ликует и блестит\", но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, \"мертвую давно\", не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна \"живит\" Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению \"Осень\". На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за \"зной, да пыль\", за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в \"Евгении Онегине\" мысль о краткости этой поры: \"лето быстрое летит\" (глава седьмая, строфа XXIX) - \"мелькнет и нет\" (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
В \"Осени\" есть фраза, что лирический герой зимой \"более доволен\", чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, \"зимних праздников блестящие тревоги\", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении \"Бесы\": путник заблудился \"в чистом поле\" во время метели. \"Снег летучий\" мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, \"невидимкою\" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении \"Зимнее утро\" описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера \"вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась\", то сегодня \"мороз и солнце; день чудесный\", и снег лежит \"великолепными коврами\". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: \"Зимняя дорога\" и \"В поле чистом...\". Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: \"пробирается луна\", \"льет печально свет она\", \"отуманен лунный лик\" (\"Зимняя дорога\") и \"светит месяц\" (\"В поле чистом...\"). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении \"Зимняя дорога\" написано: \"тройка борзая бежит\", и в тексте \"В поле чистом...\" - аналогично: \"тройка мчится\". В стихотворении \"В поле чистом...\" Пушкин с восхищением описывает \"снег волнистый и рябой\", который в пятой главе \"Евгения Онегина\" (I строфа) был назван автором \"зимы блистательным ковром\".
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении \"Осень\", звучит и в \"Евгении Онегине\". \"Мгла крещенских вечеров\" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения \"Зима\" заметил: \"медленно глотаю скуки яд\". О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении \"Зима\" и в пятой главе, строфе XLIII \"Евгения Онегина\". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить \"чашку чая\", \"возиться со старыми журналами соседа\" (\"Евгений Онегин\") или проверять \"расход\" (\"Зима\"), кататься на коньках, сесть \"на коня\" (\"Зима\") и \"скакать верхом\" (\"Евгений Онегин\") и, наконец, читать. В стихотворении \"Зима\" Пушкин дополняет этот список \"разговором\", \"встречами\" с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения \"Зима\" замечает: \"теряю все права над рифмой\". Осенью же, наоборот, в душе поэта \"пробуждается поэзия\". Этому творческому подъему способствует \"прощальная краса\" (стихотворение \"Осень\") увядающей природы. Действительно, осенью \"краса тихая\" (\"Осень\") окружает поэта, а \"служенье муз не терпит суеты\" (\"19 октября\").
Осенняя природа напоминает Пушкину \"чахоточную де-ву\" (\"Осень\"), она \"трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана\" (седьмая глава, строфа XXIX \"Евгения Онегина\"). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении \"19 октября\" есть строчки о том, как лес роняет \"багряный свой убор\", а в седьмой главе \"Евгения Онегина\" употреблен эпитет \"осень золотая\".
Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.
В раннем творчестве поэта мы находим пейзаж, который описывался в основном политически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для размышлений лирического героя.
Например, в стихотворении \"Деревня\" идиллическое описание природы призвано подчеркнуть ужас рабства и произвола непросвещенных помещиков. В стихотворении \"Погасло дневное светило...\" морская стихия - символ свободы, достижение которой для поэта невозможно. Этот же образ моря в другом раннем тексте Пушкина - \"К морю\" символизирует романтическое направление в литературе и в образе мыслей, от следования которому поэт отказывается.
Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна.
Отношение поэта ко всем временам года можно найти в стихотворении \"Осень\". Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии Пушкина, посвященной разным временам года.
Попробуем \"расшифровать\" мотивы стихотворения \"Осень\" с помощью других стихотворений Пушкина о природе и отрывков из романа \"Евгений Онегин\".
Весна, пора пробуждения и возрождения всего живого, лирическому герою стихотворения \"Осень\" скучна и наводит тоску. Об этом же чувстве говорится в стихотворении \"Весна, весна, пора любви...\", где на лирического героя весна \"наводит скуку\", томленье и \"томное волненье\". Даже физическое состояние одинаково в это время года у обоих героев стихотворений: \"весной я болен\" (\"Осень\") и \"тяжко мне\" (\"Весна, весна, пора любви...\").
В седьмой главе \"Евгения Онегина\" в I-III строфах описание наступившей весны и чувства автора, связанные с этим временем года, очень схожи с тем, что говорится в двух упомянутых стихотворениях. Во II строфу седьмой главы с небольшими изменениями вошло стихотворение \"Весна, весна, пора любви...\". То, что \"синея блещут небеса\" и природа \"улыбкой ясной\" встречает весну, в повествователе не вызывает положительных эмоций: все вокруг \"ликует и блестит\", но не радует лирического героя. То, что должно оживлять лучшие чувства в душе человека, на душу лирического героя, \"мертвую давно\", не оказывает такого чудотворного воздействия. Подобно этому весна \"живит\" Евгения Онегина, но не приносит ему ничего, кроме страданий.
Вернемся к стихотворению \"Осень\". На основании этого текста можно сделать вывод, что Пушкин, как и весну, не любит и лето за \"зной, да пыль\", за комаров, мух и жару. Вероятно, прозвучавшая в \"Евгении Онегине\" мысль о краткости этой поры: \"лето быстрое летит\" (глава седьмая, строфа XXIX) - \"мелькнет и нет\" (глава четвертая, строфа XL), высказана с некоторой долей облегчения.
В \"Осени\" есть фраза, что лирический герой зимой \"более доволен\", чем летом и весной. Что же нравится ему в зиме? Отвечая на этот вопрос, Пушкин рисует целый ряд образов, милых его сердцу: снега, \"зимних праздников блестящие тревоги\", катание на коньках, луну и бег саней. Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении \"Бесы\": путник заблудился \"в чистом поле\" во время метели. \"Снег летучий\" мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, \"невидимкою\" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку. Однако в стихотворении \"Зимнее утро\" описывается тихое великолепное утро после бури. Если вчера \"вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась\", то сегодня \"мороз и солнце; день чудесный\", и снег лежит \"великолепными коврами\". После чудесного дня наступает ясная зимняя ночь. О тоскливой езде на тройке именно в такую ночь рассказывают еще два стихотворения Пушкина: \"Зимняя дорога\" и \"В поле чистом...\". Оба текста проникнуты одним и тем же настроением, скукой, и даже образный ряд в них схож. Луна, неизменный элемент всех стихотворений Пушкина о зиме, есть и в этих текстах: \"пробирается луна\", \"льет печально свет она\", \"отуманен лунный лик\" (\"Зимняя дорога\") и \"светит месяц\" (\"В поле чистом...\"). Можно провести еще одно текстуальное сравнение этих двух произведений. В стихотворении \"Зимняя дорога\" написано: \"тройка борзая бежит\", и в тексте \"В поле чистом...\" - аналогично: \"тройка мчится\". В стихотворении \"В поле чистом...\" Пушкин с восхищением описывает \"снег волнистый и рябой\", который в пятой главе \"Евгения Онегина\" (I строфа) был назван автором \"зимы блистательным ковром\".
Еще один мотив, мотив зимних праздников, обозначенный в стихотворении \"Осень\", звучит и в \"Евгении Онегине\". \"Мгла крещенских вечеров\" (глава пятая, строфа III) завораживала Татьяну Ларину, которая в праздничные ночи гадала.
Однако зимними днями порой трудно найти себе занятие. В такие часы лирический герой стихотворения \"Зима\" заметил: \"медленно глотаю скуки яд\". О занятиях, которые могут помочь развеять тоску, Пушкин говорит в стихотворении \"Зима\" и в пятой главе, строфе XLIII \"Евгения Онегина\". Противоядия от скуки в обоих текстах те же: можно выпить \"чашку чая\", \"возиться со старыми журналами соседа\" (\"Евгений Онегин\") или проверять \"расход\" (\"Зима\"), кататься на коньках, сесть \"на коня\" (\"Зима\") и \"скакать верхом\" (\"Евгений Онегин\") и, наконец, читать. В стихотворении \"Зима\" Пушкин дополняет этот список \"разговором\", \"встречами\" с приятными людьми.
Кроме скуки зима для Пушкина имеет еще один недостаток: она не стимулирует его творчество. Лирический герой стихотворения \"Зима\" замечает: \"теряю все права над рифмой\". Осенью же, наоборот, в душе поэта \"пробуждается поэзия\". Этому творческому подъему способствует \"прощальная краса\" (стихотворение \"Осень\") увядающей природы. Действительно, осенью \"краса тихая\" (\"Осень\") окружает поэта, а \"служенье муз не терпит суеты\" (\"19 октября\").
Осенняя природа напоминает Пушкину \"чахоточную де-ву\" (\"Осень\"), она \"трепетна, бледна, как жертва, пышно убрана\" (седьмая глава, строфа XXIX \"Евгения Онегина\"). Природа одета в золото и багровый цвет: в стихотворении \"19 октября\" есть строчки о том, как лес роняет \"багряный свой убор\", а в седьмой главе \"Евгения Онегина\" употреблен эпитет \"осень золотая\".
Именно из-за этой тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года.
Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, потому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова.