Александр Сергеевич Пушкин
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
«Вопрос о роли творчества Пушкина в освободительном движении»
Сочинение
При решении вопроса о роли творчества Пушкина в освободительном, движении его времени необходимо учитывать значение искусства как особой формы общественной деятельности, обусловленной его художественной спецификой. “Пушкин, прочитав стихи Державина:
* За слова меня пусть гложет.
* За дела сатирик чтит
заметил: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела». В силу этого роль Пушкина-художника, воздействующего своим творчеством на общество, и есть его основная роль в освободительном движении. В то же время эта роль определяется не только узкой областью пушкинской собственно гражданской и политической лирики, но непосредственным воздействием всего творчества Пушкина в целом на формирование общественного самосознания в определенном направлении. Самые передовые идеи и устремления эпохи становились в произведениях Пушкина реальными силами общественного и культурного развития. При этом сила эмоционального воздействия пушкинского протеста объективно оказывалась зачастую шире и глубже его политических убеждений.
Русская поэзия 1810—1820-х годов, как и почти всегда в периоды большого общественного подъема, характеризовалась значительным расцветом лирики. Известные закономерности литературного развития скажутся впоследствии в стремлении к наиболее полному, верному, г. е, в конечном счете наиболее реалистическому отражению жизни. Это, в свою очередь, повлечет усиление элементов прозаического способа повествования и, как результат этого процесса, решающее— и качественное, и количественное — преобладание прозы над поэзией. Именно этим и будет характеризоваться развитие русского литературного процесса 40—50-х годов, что, в частности, начнет сказываться уже в творчестве Пушкина. Эпоха же, в которую появился Пушкин и которая способствовала его формированию, была эпохой замечательного расцвета русской лирики. Не случайно почти все выдающиеся поэты тех лет как старшего, так и современного Пушкину поколения проявили себя наиболее полно именно в лирике.
Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэтической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, но, осваивая поэтическую культуру, создавал на этой почве свою собственную, непохожую на предшествующую И невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную систему, которая в силу того, что она впитала в себя все лучшие достижения предшествовавшего национального развития, приобретала общенациональные характер и значение.
* За слова меня пусть гложет.
* За дела сатирик чтит
заметил: «Державин не совсем прав: слова поэта суть уже его дела». В силу этого роль Пушкина-художника, воздействующего своим творчеством на общество, и есть его основная роль в освободительном движении. В то же время эта роль определяется не только узкой областью пушкинской собственно гражданской и политической лирики, но непосредственным воздействием всего творчества Пушкина в целом на формирование общественного самосознания в определенном направлении. Самые передовые идеи и устремления эпохи становились в произведениях Пушкина реальными силами общественного и культурного развития. При этом сила эмоционального воздействия пушкинского протеста объективно оказывалась зачастую шире и глубже его политических убеждений.
Русская поэзия 1810—1820-х годов, как и почти всегда в периоды большого общественного подъема, характеризовалась значительным расцветом лирики. Известные закономерности литературного развития скажутся впоследствии в стремлении к наиболее полному, верному, г. е, в конечном счете наиболее реалистическому отражению жизни. Это, в свою очередь, повлечет усиление элементов прозаического способа повествования и, как результат этого процесса, решающее— и качественное, и количественное — преобладание прозы над поэзией. Именно этим и будет характеризоваться развитие русского литературного процесса 40—50-х годов, что, в частности, начнет сказываться уже в творчестве Пушкина. Эпоха же, в которую появился Пушкин и которая способствовала его формированию, была эпохой замечательного расцвета русской лирики. Не случайно почти все выдающиеся поэты тех лет как старшего, так и современного Пушкину поколения проявили себя наиболее полно именно в лирике.
Пушкин был в полном смысле слова законным и полновластным наследником всех богатств мировой поэтической культуры. В то же время Пушкин ничего не заимствовал механически, но, осваивая поэтическую культуру, создавал на этой почве свою собственную, непохожую на предшествующую И невозможную в прежних условиях, неповторимо своеобразную художественную систему, которая в силу того, что она впитала в себя все лучшие достижения предшествовавшего национального развития, приобретала общенациональные характер и значение.