Александр Сергеевич Пушкин
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
«Дружеская и любовная лирика»
Сочинение
Заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники юности, они возникают в \"вихре жизни молодой\" и сопровождают человека всю его жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.
Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. \"Дружество\" для него - это целый круг людей, близких \"по судьбе\", это \"братство\", \"наш союз\", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - строфа из \"19 октября\" 1825 г., Михайловское:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз...
Дружбу Пушкин понимал и как \"сладостный союз\", связывающий между собой поэтов. \"К Языкову\", 1824, основа этого союза - тв-во, вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы (\"19 окт\").
Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина - высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг (\"И.И.Пущину\"). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья - такова главная мысль поэта.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подчиняя \"страстям мятежным\".
Ц в шедеврах Пушкинской любовной лирики (\"К***\", \"Я помню чудное мгновенье...\"(25), \"Я вас любил...\"(29), \"На холмах Грузии...\"(29)) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях поэта, связывавших его с возлюбленными.
Любовь Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской \"прозы\". Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
В лирике Пушкина оживают его \"любви пленительные сны\". Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний.
Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий (\"Я помню...\", \"Мадонна\").
Любовь, \"замыкая\" перечисление того, что заставляет душу поэта \"пробудиться\", как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь - символ духовного возрождения. Даже сама надежда на \"позднюю\" любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина. (\"Элегия\" 30)
\"На холмах Грузии\": любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил о любимой. В ней источник новых ярких переживаний, она - искра, зажигающая сердце, которое не может не любить. Последние строки (\"И сердце вновь горит и любит - оттого, / что не любить оно не может\") особенно важны для понимания стихотворения и той концепции любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта \"мечтою странной\", воскресив целый рой воспоминаний о своей и \"чужой\" молодости, о красоте и счастье (\"Цветок\" 28).
Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. \"Дружество\" для него - это целый круг людей, близких \"по судьбе\", это \"братство\", \"наш союз\", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - строфа из \"19 октября\" 1825 г., Михайловское:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз...
Дружбу Пушкин понимал и как \"сладостный союз\", связывающий между собой поэтов. \"К Языкову\", 1824, основа этого союза - тв-во, вдохновение:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.
В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы (\"19 окт\").
Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина - высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг (\"И.И.Пущину\"). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья - такова главная мысль поэта.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения, лишая его свободы, подчиняя \"страстям мятежным\".
Ц в шедеврах Пушкинской любовной лирики (\"К***\", \"Я помню чудное мгновенье...\"(25), \"Я вас любил...\"(29), \"На холмах Грузии...\"(29)) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях поэта, связывавших его с возлюбленными.
Любовь Пушкина-лирика - предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской \"прозы\". Стихи Пушкина - вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
В лирике Пушкина оживают его \"любви пленительные сны\". Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний.
Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий (\"Я помню...\", \"Мадонна\").
Любовь, \"замыкая\" перечисление того, что заставляет душу поэта \"пробудиться\", как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь - символ духовного возрождения. Даже сама надежда на \"позднюю\" любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина. (\"Элегия\" 30)
\"На холмах Грузии\": любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил о любимой. В ней источник новых ярких переживаний, она - искра, зажигающая сердце, которое не может не любить. Последние строки (\"И сердце вновь горит и любит - оттого, / что не любить оно не может\") особенно важны для понимания стихотворения и той концепции любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии. Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта \"мечтою странной\", воскресив целый рой воспоминаний о своей и \"чужой\" молодости, о красоте и счастье (\"Цветок\" 28).