Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Светлая лира Александра Пушкина»

Сочинение




Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. Он появился на свет в чудесном весеннем месяце - и явил собою светлую, дивную весну чудесной русской литературы. Пушкин родился в последний год XVIII века, блистательного века классицизма, - и взял от него самое ценное: способность в художественном творчестве умом охлаждать страсти… Пушкин родился в день Вознесения - и весь его жизненный и творческий путь представляет собою восхождение к недостижимому на земле идеалу Совершенства, который в его понимании явил собою тройственный образ Истины, Добра и Красоты.

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано первое стихотворение Пушкина «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трехлетия его обучения в Лицее. Ко дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминание в Царском Селе».

С легкостью подхватывает Пушкин тяжеловесный одический стиль 18 века, придавая ему оттенок поэтической игры, литературной импровизации. О славе героев исторического прошлого он говорит свойственным той эпохе литературным языком:

О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян,

Перуном Зевсовым победу похищали;

Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;

Державин и Петров героям песнь бряцали

Струнами громкозвучных лир.

В лирике Пушкина конца 1820-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:


Снова тучи надо мною

Собралися в тишине;

Рок завистливый бедою

Угрожает снова мне…

Так начинает Пушкин стихотворение «Предчувствие», в котором исчезает юношеская беззаботность и удивлявшая ранее способность поэта находить выход из мрачных настроений, из роковых вопросов в радостях жизни, в любви, в прелести и красоте бытия. Особенно настойчиво в творчестве Пушкина этих лет звучит мучительный вопрос о смысле жизни:




От меня чего ты хочешь?

Ты зовешь или пророчишь?

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя. Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям. «Бесы» - это тоже "дорожные жалобы", но уже иного, духовного свойства: потерянность человека в этой жизни, на ее заметенных снегом дорогах, в вихрях метелей, в завывании ветров - в духовном бездорожье, вселяющем ужас:

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне…

Среди шедевров любовной лирики Пушкина особенно выделяются три стихотворения: «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Я вас любил…».-


Стихотворение «На холмах Грузии…» было написано Пушкиным в 1829 году, во время путешествия в Арзрум. Поэт предпринял его в довольно трудную минуту своей жизни: возобновившиеся преследования властей, безрезультатное сватовство к Н. Н. Гончаровой, глубоко огорчившее влюбленного поэта. Целомудренна, стыдлива и проста поэтическая речь Пушкина, чуждая метафор, ярких эпитетов и прочих специальных украшений. Эта особенность пушкинской лирики ярче всего, пожалуй, проявляется в стихотворении 1829 года «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

В творчестве Пушкина наша литература впервые и навсегда обрела свой зрелый, национально определившийся характер.

Искусство Пушкина - это искусство поэтических формул, сжатых и емких художественных обобщений вселенского масштаба и значимости. В нем мобилизуются все возможности русского языка, вся заключенная в нем образная энергия.

В стихах Пушкин выражает свои искренние чувства, переживания. В то же время сам поэт не был святым человеком, хотя и тянулся к святости. Его призвание было в другом, его путь - это путь русского национального поэта. Как русский человек Пушкин был наделен безмерной широтой и размашистостью натуры. Все казалось равно доступным ему - от легких лирических зарисовок до глубоких философских обобщений и выводов. Оценивая художественное совершенство его творений, Н. Языков называл Пушкина «пророком изящного». И дейтвительно, сквозь годы и века прекрасной, чарующей мелодией звучит для нас светлая лира поэта.