Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

««Торжественный покой» в поэзии Пушкина»

Сочинение

\"Торжественный покой\" - это качество святого духовного мира, обладающего способностью освящать \"все причастное ему и из него вытекающее\"8, то есть организовывать вокруг себя жизненное пространство. Действительно, пейзаж \"кладбища родового\" в деревне исполнен того покоя, которому подчинено все вокруг: селянин проходит с молитвой и со вздохом как проплывает, образ гроба получает эпитет \"важный\", ассоциативно связанный с \"торжественным покоем\", над этими \"важными гробами\" стоит \"широко\" дуб. \"Широко\" здесь означает вольно, просторно, в отличие от \"тесно\", \"несвободно\" (на городском кладбище), что подтверждается и упоминанием его в предыдущей строке.

Сам по себе образ дуба, завершающий стихотворение, является особо значимым и всегда привлекал исследователей.

Несомненно, что он символизирует здесь победу жизни над смертью, приобщение человека к Божественному, вечному началу мира. Но это \"общее\" значение образа, на наш взгляд, можно и конкретизировать, если \"поставить\" его в контекст отечественной духовной традиции, на что указует далеко не случайная дата написания - 14 августа - и особое время - осень, введенное Пушкиным в пейзаж \"Когда за городом задумчив я брожу...\".

В творчестве Пушкина образ осени обладает особым качеством сакральности, имеющим конкретное духовное значение жертвы, креста, о чем подробно писал В. С. Непомнящий9, на что указывал и Ю. М. Лотман. Образ осени в творчестве Пушкина внутренне связан с образом смерти на \"кладбище родовом\" своей трансцендентностью, переходом от умирания (лета) к началу церковного новолетия, от начала церковного новолетия (сентябрь) к дальнейшему развитию годового круга.

Осень связывается в сознании поэта и с жертвой (\"Настала осень золотая. // Природа трепетна, бледна, // Как жертва пышно убрана...\". Осень - переход от умирания к воскрешению, жертва. Этот спектр значений образа соотносим с датой написания стихотворения, вернее, с теми событиями, на которые эта дата указывает. 14 августа по нов. стилю - начало Успенского Поста, заканчивающегося праздником Успения Божией Матери. Но 14 августа нов. стиля - это и церковный праздник Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Примечательно здесь и то, что именно осенью Церковь еще раз вспоминает о Кресте в празднике Воздвижения Креста Господня. Таким образом, августовско-осенний природный цикл освящается Крестом и сакрализует Им земное пространство жизни. \"На кладбище родовом\" тема креста незримо присутствует и в самом осеннем пейзаже, и в образе могил, осененных крестом, и, наконец, в вечной жизни древа - дуба, широко стоящего над торжественным покоем могил. Этот конкретный зрительный образ дерева указует на другое древо.

В стихирах на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста присутствует именно такой образ преображенного, исцеленного древа, прельстившего Адама: \"Кровию Божиею яд змиев отмывается, неправедным судом праведнику осуждену бывшу: // древом бо подобаше древо исцелити.... Образ дуба как символа преображенной (\"исцеленной\") природы, получившей качество святой бесконечной жизни, завершает пространство Дома.

Здесь земная горизонталь осенилась вертикалью, и это пересечение дольнего горним образует крест, прообраз Креста, преобразующего и одухотворяющего человека и природу. Именно такое место в земном пространстве становится домом странника, обретающего в Отечестве земном Отечество Небесное.

Способность русского человека \"жить на земле с глазами, устремленными к Небу\"12 - так определил архим. Константин (Зайцев) духовную основу отечественного уклада. Именно это качество и формирует феномен Дома в художественном мире Пушкина, стремящегося к сопряжению святого и обыденного и приобщению быта человека к бытию.

Образ Дома в творчестве Пушкина является художественным выражением тем русской словесности. В связи с этим тема Дома не только в творчестве Пушкина, но и вообще в русской литературе становится наиболее важной для раскрытия художественного мира отечественной классики. \"Образ Дома в \"Горе от ума\"\"; \"Образ отечества отцов\" (Грибоедов); \"Образ странника Чацкого\"; \"Образ Дома в поэзии Лермонтова\"; \"Тема семьи и образ Дома в \"Медном всаднике\", \"Капитанской дочке\", \"Евгении Онегине\"\"; \"Образ Дома в поздней лирике Пушкина\" - вот лишь несколько возможных тем сочинений по литературе, соответствующих школьному базисному компоненту.

В связи с тем, что образ Дома является одним из ключевых в русской литературе и культуре, нами совместно с педагогическим коллективом школы \"Московиты\" на основании написанного пособия \"Обретение Отечества: русская словесность первой половины XIX в.\" разрабатывается программа школьного интеграционного курса \"Обретение Отечества\", включающего в себя межпредметные связи (русский язык, литература, история, МХК).

Эта программа состоит из нескольких проектов, включающих в себя деятельность учащихся в разных творческих сферах, объединенных общей темой \"Обретение Отечества\".

В течение ряда лет в школе во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и школе-пансионе \"Плесково\" совместно с педагогическим коллективом этих учебных заведений осуществлялись разработка и внедрение программы \"Обретение Отечества\" для школьного курса русской литературы, где центральным являются образ Дома и поэтика его воплощения в русской словесности в XX в. Также в школе-пансионе \"Плесково\" в настоящее время действует постоянный семинар для учителей, посвященный духовно-нравственному содержанию курса \"Обретение Отечества\".

Таким образом, конкретная тема \"Образ Дома в поздней поэзии Пушкина\" является одной из фундаментальных и практически значимых, помогающих освоению наследия русской культуры в гуманитарном цикле школьного базисного компонента.