Александр Сергеевич Пушкин
Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений
«ИДЕИ СВОБОДЫ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА»
Сочинение
Идеи свободы пронизывают всю лирику Пушкина. Их содержание по-полняется, переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так, например, в ранний период его литературной деятельности, в лицейские годы, идеи свободы пропитаны духом независимо-сти и бунтарства, горячностью. И это не случайно: на Пушкина оказала большое влияние особая атмосфера лицея, где среди лицеистов культивирова-лась независимость суждений и поступков. Немалую роль сыграл и тот факт, что он был нелюбимым ребенком в семье, и ему, видимо, не хватало общения со старшими. Поэт многому научился и многое перенял у своих старших товарищей (например, Чаадаев и Ф. Глинка учили его гражданской твердости, а Н. Тургенев наставлял его в политической экономии). Я думаю, что не без этого влияния была написана молодым поэтом ода \"Вольность\" (1817). \"Вольность\" - это гимн свободе (до Пушкина оды писались в честь значительного, торжественного события или важного лица, в них восхвалялись императрицы, государи; Пушкин же восславил свободу). В строках \"тираны мира! трепещи-те!\" и \"восстаньте, падшие рабы!\" чувствуется революционная страстность поэта. По-моему, этот призыв скорее походит на взрыв гнева, эмоций, нежели на обдуманный, давно выношенный в сознании призыв к восстанию; более здесь проявляется горячность натуры автора, его неприятие \"неволи немощных слез\" и \"неправедной власти\". И все же в оде торжествует нравственное сознание над политическими убеждениями поэта. Думается, Пушкин вообще отрицает какое-либо насилие над личностью:
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
Автор не восхваляет ни убиенного государя (здесь речь идет об убий-стве Павла I), ни людей, содеявших это зло пусть даже для блага народа.
И в своих последующих стихотворениях поэт вновь и вновь обращается к идеям свободы. Пушкин затрагивает вопросы крепостного права, самодержавие, поэтому имеет смысл говорить о развитии в его творчестве идей, связанных именно с политической свободой. Например, в послании \"К Чаадаеву\" автор пишет: \"Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, / Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!\" А в более позднем стихотворении \"Деревня\" поэт до предела сгущает краски: перед читателем вырисовывается мрачная картина дикого барства, \"без чувства, без закона\". В изображении крепостного строя появляются острые, меткие эпитеты (\"убийственный позор\", \"насильственная лоза\", \"тягостный ярем\", \"бесчувственный злодей\"). Для Пушкина крепостное право - это \"рабство тощее\". В будущем он видит \"рабство, падшее по манию царя\". Эту строку пронизывает светлый оптимизм. Не теряется он и в послании \"В. Л. Давыдову\" (\"Ужель надежды луч исчез? / Но нет! - мы счастьем насладимся, кровавой чашей причастимся...\"). По-моему, пушкинское \"кровавой чашей причастимся\" может звучать как предсказание кровавых событий на Сенатской площади, тем более если учесть настроение \"Кинжала\", написанного в этот же период, во время южной ссылки автора. В \"Кинжале\" воспевается \"свободы тайный страж, карающий кинжал\". Он для поэта и \"адский луч\", и \"молния богов\". Но когда \"главой закон поник\" (а он для Пушкина - превыше всего: \"Но вечный выше вас закон\"), то кинжал - это уже не орудие убийства, а \"последний судия позора и обиды\". В \"Кинжале\" Брут показан \"вольнолюбивым\", а Занд именуется \"свободы мученик, избранник роковой\". Думается, что так изображаются не убийцы, а герои. В \"Кинжале\" и в послании \"В. Л. Давыдову\" поэт делает резкий выпад против существующих порядков.
Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как \"Птичка\", где автор восклицает: \"За что на бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!\" Здесь свобода ассоции-руется у Пушкина с образом \"птички\", а в \"Узнике\" - с образом \"орла молодого\". В \"Узнике\", как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: эти лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи (\"пора, брат, пора! / Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края...\"). Период южной ссылки - это время трагических событий. Восстание в Греции, разгром кишиневской группы и арест Раевского - все это становится предметом постоянных размышлений поэта. Идеи свободы переосмысляются в стихотворении \"Свободы сеятель пустынный...\", где автор приходит к мысли о том, что не все люди готовы понять и принять свободу в полном ее объеме (\"К чему стадам дары свободы?\"), ведь человек всегда должен чем-то ограничиваться во избежание аморальных поступков. В этом стихотворении предсказан весь Достоевский. Здесь идеи свободы получают философское толкование. Видоизменившись, эта идея продолжает свое существование в стихотворении \"Зачем ты послан был, и кто послал тебя?\", где утверждается, что свобода не может быть установлена, пока в мире царит эгоизм и корысть (\"за злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы\"). \"Рекли безумцы: нет Свободы\" - это перефразировка священного текста: \"Несть Бога речет безумец в сердце своем\". Этой перефразировкой автор еще раз подчеркивает, что свобода для него священна. Несмотря на то что поэт отрицает власть народа (в \"Вольности\" он пишет: \"И горе, горе племенам... где иль народу иль царям законом властвовать возможно!\"), вольность не теряет в сознании автора своего значения. Так, например, в стихотворении \"Андрей Шенье\" Пушкин утвержда-ет:
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет, не виновна ты...
А в стихотворении \"К морю\" поэт пишет про свои чувства к \"свобод-ной жизни\", которая является для него символом вольности: \"Могучей страстью очарован...\" Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью \"Кинжала\".
В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет \"Разговор книгопродавца с поэтом\", который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы \"Евгения Онегина\". Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни (\"Поэт казнит, поэт венчает\"). Например, в стихотворении \"Из Пинделюнти\" утверждается: \"никому отчета не давать...\" А в стихотворении \"Поэту\" Пушкин призывает: \"Поэт! Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум...\" В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света. В \"Поэте и толпе\" автор провозглашает:
\"Не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья...\" В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода - это уже символ независимости личности. Автор испытывает страдание из-за того, что его мир пытаются заключить в какие-либо рамки, диктуют ему условия. В стихотворении \"Жив, жив Курилка!\", написанном в шутливом тоне, думается, за шуткой пробивается боль автора:
Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.
Но \"плюнуть\" на пишущую братию было вовсе не легко. В одном из писем к жене Пушкин пишет: \"Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше\". Ведь вся его переписка с Натальей Гончаровой читалась цензурой и становилась достоянием общественности (именно у Толстого нашла свое продолжение пушкинская традиция культивирования святыни семейной жизни). По-моему, намекая в письме на каторгу, Пушкин как бы сопоставляет себя, начинающего борьбу за духовную неприкосновенность, и декабристов, которые боролись за политическую свободу. Обращаясь к декабристам в послании \"В Сибирь\", поэт поддерживает друзей в трудную минуту (...\"и свобода вас примет радостно у входа\"). Он не забывает о своих товарищах и вновь обращается к идеям свободы. В \"Арионе\" автор утверждает: \"Я гимны прежние пою...\" Пытаясь взглянуть на себя, на свое творчество в \"Памятнике\", Пушкин подмечает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Думается, что можно смело утверждать, опираясь на слова автора, что идеи свободы пронизывают всю его лирику.
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.
Автор не восхваляет ни убиенного государя (здесь речь идет об убий-стве Павла I), ни людей, содеявших это зло пусть даже для блага народа.
И в своих последующих стихотворениях поэт вновь и вновь обращается к идеям свободы. Пушкин затрагивает вопросы крепостного права, самодержавие, поэтому имеет смысл говорить о развитии в его творчестве идей, связанных именно с политической свободой. Например, в послании \"К Чаадаеву\" автор пишет: \"Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья, / Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена!\" А в более позднем стихотворении \"Деревня\" поэт до предела сгущает краски: перед читателем вырисовывается мрачная картина дикого барства, \"без чувства, без закона\". В изображении крепостного строя появляются острые, меткие эпитеты (\"убийственный позор\", \"насильственная лоза\", \"тягостный ярем\", \"бесчувственный злодей\"). Для Пушкина крепостное право - это \"рабство тощее\". В будущем он видит \"рабство, падшее по манию царя\". Эту строку пронизывает светлый оптимизм. Не теряется он и в послании \"В. Л. Давыдову\" (\"Ужель надежды луч исчез? / Но нет! - мы счастьем насладимся, кровавой чашей причастимся...\"). По-моему, пушкинское \"кровавой чашей причастимся\" может звучать как предсказание кровавых событий на Сенатской площади, тем более если учесть настроение \"Кинжала\", написанного в этот же период, во время южной ссылки автора. В \"Кинжале\" воспевается \"свободы тайный страж, карающий кинжал\". Он для поэта и \"адский луч\", и \"молния богов\". Но когда \"главой закон поник\" (а он для Пушкина - превыше всего: \"Но вечный выше вас закон\"), то кинжал - это уже не орудие убийства, а \"последний судия позора и обиды\". В \"Кинжале\" Брут показан \"вольнолюбивым\", а Занд именуется \"свободы мученик, избранник роковой\". Думается, что так изображаются не убийцы, а герои. В \"Кинжале\" и в послании \"В. Л. Давыдову\" поэт делает резкий выпад против существующих порядков.
Острое содержание улавливается и в таком небольшом стихотворении, как \"Птичка\", где автор восклицает: \"За что на бога мне роптать, когда хоть одному творенью я мог свободу даровать!\" Здесь свобода ассоции-руется у Пушкина с образом \"птички\", а в \"Узнике\" - с образом \"орла молодого\". В \"Узнике\", как и во многих других стихотворениях того периода, присутствует мотив узника, беглеца. И это имеет под собой основу: эти лирические произведения писались во время южной ссылки поэта, которую он воспринимал как добровольное бегство из неволи (\"пора, брат, пора! / Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края...\"). Период южной ссылки - это время трагических событий. Восстание в Греции, разгром кишиневской группы и арест Раевского - все это становится предметом постоянных размышлений поэта. Идеи свободы переосмысляются в стихотворении \"Свободы сеятель пустынный...\", где автор приходит к мысли о том, что не все люди готовы понять и принять свободу в полном ее объеме (\"К чему стадам дары свободы?\"), ведь человек всегда должен чем-то ограничиваться во избежание аморальных поступков. В этом стихотворении предсказан весь Достоевский. Здесь идеи свободы получают философское толкование. Видоизменившись, эта идея продолжает свое существование в стихотворении \"Зачем ты послан был, и кто послал тебя?\", где утверждается, что свобода не может быть установлена, пока в мире царит эгоизм и корысть (\"за злато продал брата брат. Рекли безумцы: нет Свободы\"). \"Рекли безумцы: нет Свободы\" - это перефразировка священного текста: \"Несть Бога речет безумец в сердце своем\". Этой перефразировкой автор еще раз подчеркивает, что свобода для него священна. Несмотря на то что поэт отрицает власть народа (в \"Вольности\" он пишет: \"И горе, горе племенам... где иль народу иль царям законом властвовать возможно!\"), вольность не теряет в сознании автора своего значения. Так, например, в стихотворении \"Андрей Шенье\" Пушкин утвержда-ет:
Но ты, священная свобода,
Богиня чистая, нет, не виновна ты...
А в стихотворении \"К морю\" поэт пишет про свои чувства к \"свобод-ной жизни\", которая является для него символом вольности: \"Могучей страстью очарован...\" Прощаясь здесь с морем, автор внутренне прощается и с югом, и со своим свободным образом жизни, и с революцией в Греции, и с революционной страстностью \"Кинжала\".
В дальнейшем свобода для Пушкина все более означает свободу творчества, независимость личности. В Михайловском поэт пишет \"Разговор книгопродавца с поэтом\", который опубликовывает как предисловие к изданию первой главы \"Евгения Онегина\". Это стихотворение является декларацией права автора на независимость, на правдивое изображение жизни (\"Поэт казнит, поэт венчает\"). Например, в стихотворении \"Из Пинделюнти\" утверждается: \"никому отчета не давать...\" А в стихотворении \"Поэту\" Пушкин призывает: \"Поэт! Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум...\" В пушкинской лирике вырисовывается идея свободы поэзии от славы, от суеты света. В \"Поэте и толпе\" автор провозглашает:
\"Не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья...\" В творчестве Пушкина появляется и идея духовной независимости от власти. По словам литературоведа Федотова, краеугольным камнем пушкинской лирики является личная независимость поэта. И свобода - это уже символ независимости личности. Автор испытывает страдание из-за того, что его мир пытаются заключить в какие-либо рамки, диктуют ему условия. В стихотворении \"Жив, жив Курилка!\", написанном в шутливом тоне, думается, за шуткой пробивается боль автора:
Фу! надоел Курилка журналист!
Как загасить вонючую лучинку?
Как уморить Курилку моего?
Дай мне совет. - Да... плюнуть на него.
Но \"плюнуть\" на пишущую братию было вовсе не легко. В одном из писем к жене Пушкин пишет: \"Без политической свободы жить очень можно, без семейственной неприкосновенности невозможно: каторга не в пример лучше\". Ведь вся его переписка с Натальей Гончаровой читалась цензурой и становилась достоянием общественности (именно у Толстого нашла свое продолжение пушкинская традиция культивирования святыни семейной жизни). По-моему, намекая в письме на каторгу, Пушкин как бы сопоставляет себя, начинающего борьбу за духовную неприкосновенность, и декабристов, которые боролись за политическую свободу. Обращаясь к декабристам в послании \"В Сибирь\", поэт поддерживает друзей в трудную минуту (...\"и свобода вас примет радостно у входа\"). Он не забывает о своих товарищах и вновь обращается к идеям свободы. В \"Арионе\" автор утверждает: \"Я гимны прежние пою...\" Пытаясь взглянуть на себя, на свое творчество в \"Памятнике\", Пушкин подмечает:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Думается, что можно смело утверждать, опираясь на слова автора, что идеи свободы пронизывают всю его лирику.