Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Эволюция творчества Пушкина»

Сочинение


Эволюция творчества Пушкина соотносилась с литературным процессом в
России первой трети XIX в. довольно сложно. Взаимоотношения Пушкина с
литературным движением его времени строились качественно неоднородно по
десятилетиям: в 1810-е гг., — когда он входил в литературу, учился
литературному мастерству и был, так сказать, одним из многих; в 1820-е гг.,
— когда он был признан первым русским поэтом, и в 1830-е гг., — когда
критика того времени заявила о падении влияния Пушкина на современную
литературу. Историко-литературное качество ранней поэзии

Пушкина следует
определять по «школе легкой поэзии», к которой он в то время принадлежал и
которая была по-своему прекрасной школой для молодого поэта, обретавшего в
ней не только гармоническую точность стиля, но и оптимистическую ясность
просветительского взгляда на жизнь.

Такое настроение не исключало и более
принципиального вольномыслия и высоких тем, — поэтому в раннем творчестве
Пушкина ощущается и струя высокого классицизма («Воспоминания в Царском
Селе», «Александру», «Лицинию»), и сатирическая, прежде всего литературно-
пародийная, направленность.В середине 1810-х гг. в лирику Пушкина
вторгаются элегические мотивы. Но характерно, что, обогащенная этими
мотивами, поэзия Пушкина остается верной своим началам.Любопытно, что
южные поэмы Пушкина критического отпора почти не вызвали: они не посягали
на классицистические жанры, принадлежа уже к иной — романтической —
жанровой системе. Но основные споры по проблемам романтизма в русской
критике развернулись именно в связи с южными поэмами — и с этих пор под
прямым пушкинским влиянием в русской литературе надолго утверждается в
качестве ведущего жанр романтической поэмы. Для оценки литературной
ситуации первой половины 1820-х гг. принципиальное значение имел вопрос о
творческих взаимоотношениях Пушкина и литераторов-декабристов.





Романтический период творчества Пушкина — с его пиком, стихотворениями
«Свободы сеятель пустынный» и «Демон», — был чрезвычайно стремительным
(1821— 1823 гг.) и, в сущности, явился следствием кризиса просветительских
идеалов поэта, убедившегося на примере подавленных национально-
освободительных движений 1820-х гг. в недостижимости немедленного
воплощения в жизнь заветов Разума и разочаровавшегося в современном ему
«просвещенном» поколении, эгоистически разобщенном и отравленном скепсисом.
Апогей прижизненной славы Пушкина падает на первые годы после возвращения
поэта из ссылки. Во второй половине 1820-х гг. выходит девятнадцать
пушкинских изданий из тридцати четырех, вообще опубликованных при его
жизни. Многие пушкинские произведения появились в это время вторым изданием
(а поэма «Бахчисарайский фонтан» даже третьим). В своем творчестве Пушкин
уходил стремительно вперед, а в литературном сознании того времени он
оставался романтиком, и в пору окончательного упрочения романтических
тенденций русской литературы, связанных с духовным кризисом, который
переживало русское общество последекабристской эпохи, в Пушкине видят
безусловного лидера литературного движения.

В «Литературных мечтаниях»
(1834) Белинский, выражая общее мнение, писал: «Пушкин царствовал десять
лет: ..Борис Годунов» был последним великим его подвигом; в третьей части
полного собрания его стихотворений замерли звуки его гармонической лиры.
В литературоведении не раз была предпринята попытка оспорить резкое
противопоставление Белинским пушкинского и гоголевского периодов русской
литературы. Но факт остается фактом: в 1830-е гг. Пушкин перестал быть
властителем дум. Точнее — живое значение в ту пору было признано лишь за
романтическими произведениями поэта, прежде всего за его поэмами (в
толковании Белинского и других критиков середины XIX в. поэмами считались и
«Борис Годунов «, и «Евгений Онегин») После 1825 г. русская литература
вступила в эпоху расцвета романтизма, причем романтизма нового качества,
так называемого философского, основанного па эстетических системах
Шеллинга, Фихте, Гегеля. Пушкинское творчество не избежало этого общего
движения: нельзя нс заметить с конца 1820-х гг. до второй Болдинской осени
(1833) осложнения реалистической системы Пушкина романтическими мотивами.