Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Лирические произведения Пушкина»

Сочинение

Предметом изображения (выражения) в лирическом произведении, в отличие от эпического и драматического, является переживание (чувства, настроения, мысли, события). Это — переживания самого поэта. «Однако в лирическом произведении перед нами не только определенное состояние характера, принадлежащее поэту как конкретной личности, являющееся фактом его биографии. Лирический образ — это образ-переживание, но переживание — общественно значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей индивидуальности и автобиографичности, получает обобщенное выражение, тем самым уже выходя за пределы его личности. Раскрывая свой духовный мир, поэт исходит из тех или иных эстетических норм, в силу чего рисуемое им
переживание и приобретает обобщенный, общественно значимый характер. Лирический образ — это эстетически значимое переживание; автобиографическое начало содержится в нем каж бы в снятом виде, и для нас важно как то, что именно данный поэт испытал данное переживание, так и то, что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах... Поэтому в лирическом произведении в принципе всегда содержится начало художественного вымысла. Если нам и известно, что лирическое переживание не могло быть «автобиографическим» («Сон» М. Лермонтова... «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского), оно сохраняет все свое художественное значение, поскольку оно могло быть испытано. В связи с этим... выдвигается понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике».


Лирическое произведение, как и любое другое, состоит из отдельных элементов, связанных между собой своей соподчиненностью идейно-художественной задаче, разрешаемой автором в данном произведении. Эта соподчиненность обеспечивает целостность произведения. Конструктивными средствами, с помощью которых обеспечивается целостность лирического поэтического произведения, являются ритм, композиция, система «ключевых» ело в.

Чтобы постичь идейно-художественную сущность произведения, надо осмыслить структуру его в ее целостности. Отсюда практический вывод: в разборе стихотворений особое внимание будем уделять ритму, композиции, системе «ключевых» слов.
Одним из способов постижения идейно-художественной сущности лирического произведения является подготовка к выразительному чтению стихотворения. Чтец в процессе исполнения художественного произведения остается самим собой, т. е. не перевоплощается ни в автора, ни в лирического героя. Он доносит до слушателя свои переживания, вызванные у него данным произведением. Эти переживания появляются в процессе исполнительского анализа произведения, например стихотворения.

Исполнительский анализ — это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста, это средство, с помощью которого для чтеца проясняется его отношение к произведению.







Основные этапы исполнительского анализа:
1. Чтение текста стихотворения с отметкой отдельных слов и выражений, вызывающих те или иные сомнения.

2. Чтение дополнительной литературы, помогающей, во-первых, разрешить возникшие сомнения и, во-вторых, понять обстоятельства, отдельные жизненные ситуации, с которыми связаны рождение замысла произведения, история его создания. Такое чтение помогает эмоциональному проникновению в художественную ткань текста, является своеобразным предварительным комментарием к отдельным образам и картинам произведения.

3. Осмысление идейно-художественных особенностей произведения, помогающее правильно определить, что является предметом изображения (выражения) в данном лирическом произведении. Средства достижения этой цели: наблюдения над ритмом, композицией стихотворения, системой «ключевых» слов.

4. Определение чтецкого подтекста, сквозного действия чтеца и логики чтения.
Чтецкий подтекст — это и мысль, заключенная в тексте, и отношение чтеца к тексту, и причины, побудившие его взяться за исполнение данного текста, и цель чтения, и реакция, какую он хочет вызвать у слушателей на свое чтение 3.
Термин «сквозное действие чтеца» употребляется в психологии речи и в теории сценической речи. В психологии сквозным словесным действием называют подчиненность всех частей высказывания общему замыслу. В теории сценической речи сквозным действием чтеца называют подчиненность всех частей исполнения достижению цели чтения, реализации чтецкого подтекста. Чтобы определить сквозное действие чтеца, необходимо текст разбить на чтецкие куски (в соответствии с его композиционным планом) и определить задачу чтения каждого отдельного куска исходя из чтецкого подтекста.