Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
263 сочинения
«Основные мотивы в лирике Лермонтова»
Сочинение
Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания
Декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях
Николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в
Это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с
Сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет
В стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,
Чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает
Свои общие суждения о поколении 30х годов:
Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
Сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и
Поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии
Декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади
Примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее
Надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью
Поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,
Ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение
Заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских
Рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и
Следа,
Не бросивши векам ни мысли
Плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
Прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским
Режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.
Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к
Пробуждению гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося
Человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и
Отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает
Элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.
Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт
Намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они – это придворная
Знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале
Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях.
Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников
Гибели Пушкина. Его погубили « надменные потомки известной подлостью
Прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители
Придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе
С декабристами. Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и
Открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому
Дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций
Пушкина. Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению
Другое – « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно
Характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя
Одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает
Душой. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается
Высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.
Лермонтов очень любил свою родину, поэтому в его произведениях родина
- предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних
Творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России. В
Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую
Гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос
: что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не
Процветание и благоденствие. Прежде всего должен быть уничтожен закон :
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
Россия представлялась поэту как « страна рабов, страна господ » .Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай,
Немытая Россия … » Это, по – моему, одно из самых громких и ярких
Заявлений Лермонтова. В этом произведении прозвучало оскорбительно -
Дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение
Родной страны – « немытая Россия » . Такого русская литература еще не
Произносила! Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в «
Стране рабов, стране господ » , быть под постоянным надзором властей. И в
То же время, он ненавидит Россию безропотную, покорную, где царят
Беззаконие и произвол. Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной
Природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж
Отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у
Него природа. Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .
Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию.
Это, своего рода, казенный патриотизм.
В чем же
Заключается эта странность? Вероятно, в двойственном отношении к родине.
Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта.
Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот
Так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов
Категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и
Желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против
Политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу
И счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты
Чувством великой любви к народу.
Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы
Одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :
Одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт
Безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми
Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство
- любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной
Любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно
. Да и сама жизнь – пустая и глупая шутка. Как ни странно, ощущение
Постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир
Мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу »
Принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи
, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии
Природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль
Переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный
Тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен
На душевных переживаниях человека. Лермонтов – глубокий и тонкий психолог
, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные
Настроения и переживания.
Лермонтов – поэт настоящего, но чтобы хорошо знать настоящее, надо
Иметь хорошее представление о прошедшем. Лермонтов не был историком,
Однако, в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты. Как
Истинно русский человек, как гражданин – патриот, он не мог не любить
Своей истории. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его
Общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса,
Его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет
Стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших
Поколений.
В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было
Увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена
Рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого
Говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского
Солдата :
Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
« Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил
Великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном
Значении. Мы всегда останемся благодарны поэту за то, что в скорбные дни
Национальной трагедии, когда пол – России топтали сапоги немецкихОккупантов, его строки будили в нас чувство долга. Тогда все войска
Оборонявшие Москву, повторяли крылатые строки : « Ребята! Не Москва ль за
Нами? Умремте ж под Москвой… »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений, посвященных
Русской истории. Поэма « Последний сын вольности » – это красочный рассказ
О жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность. В
Поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного.
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства,
Свойственные поколению старого времени. Именно о таких людях он говорит в
Песне про купца Калашникова. Автор уходит в глубину веков и создает
Жизненную правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя
Свершения подвига во имя чести и долга. Мне кажется , что обращение
Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной
Гордости за дела своих предков, желанием пробудить у современников интерес
К славным страницам русской истории, и тем самым поднять их гражданский
Дух в мрачные годы николаевской реакции. И я согласен со словами В. Г.
Белинского, сказавшего, что он « вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы
Оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много
Размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К
Другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи
О поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них
-отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего
Места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство
Внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист,
Читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою
Идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи
С общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
Ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы
Литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого
Стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий
От поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос,
Обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,
Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?
Декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях
Николаевской реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в
Это время, поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с
Сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет
В стихотворении «Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь,
Чистосердечная и печальная. В самом начале стихотворения автор высказывает
Свои общие суждения о поколении 30х годов:
Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и
Сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и
Поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии
Декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади
Примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее
Надо бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью
Поэт говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств,
Ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение
Заканчивается убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских
Рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и
Следа,
Не бросивши векам ни мысли
Плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
Прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским
Режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять.
Мне представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к
Пробуждению гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося
Человека ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и
Отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает
Элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.
Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт
Намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они – это придворная
Знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале
Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях.
Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников
Гибели Пушкина. Его погубили « надменные потомки известной подлостью
Прославленных отцов » . В этой толпе царедворцев узнали себя представители
Придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе
С декабристами. Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и
Открыто заклеймил высокопоставленных преступников. С тех пор всем, кому
Дорого русское слово, стало известно имя Лермонтова, преемника традиций
Пушкина. Стихотворению « Смерть поэта » очень близко по теме и настроению
Другое – « Как часто пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно
Характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов. Поэт чувствует себя
Одиноко среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает
Душой. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается
Высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства.
Лермонтов очень любил свою родину, поэтому в его произведениях родина
- предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних
Творениях поэта можно встретить его размышления о судьбе России. В
Стихотворении « Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую
Гибель самодержавия : « …царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос
: что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не
Процветание и благоденствие. Прежде всего должен быть уничтожен закон :
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
Россия представлялась поэту как « страна рабов, страна господ » .Ненависть и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай,
Немытая Россия … » Это, по – моему, одно из самых громких и ярких
Заявлений Лермонтова. В этом произведении прозвучало оскорбительно -
Дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение
Родной страны – « немытая Россия » . Такого русская литература еще не
Произносила! Лермонтов, свободный и гордый человек, не может жить в «
Стране рабов, стране господ » , быть под постоянным надзором властей. И в
То же время, он ненавидит Россию безропотную, покорную, где царят
Беззаконие и произвол. Любит Лермонтов и тонко чувствует красоту родной
Природы. Однако, мне кажется что в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж
Отсутствует. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах, которые вызывает у
Него природа. Доказательством этому служит стихотворение « Родина » .
Реакционные писатели прославляли самодержавную и крепостническую Россию.
Это, своего рода, казенный патриотизм.
В чем же
Заключается эта странность? Вероятно, в двойственном отношении к родине.
Мы видим признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта.
Поэт любуется полным гумном, избами с резными ставнями на окнах. А вот
Так называемый официальный патриотизм его не трогает. Лермонтов
Категорически отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и
Желает видеть русский народ свободным и просвещенным. Он восстает против
Политического гнета и пламенно призывает современников к борьбе за свободу
И счастье русского человека. И мне кажется, что его стихи согреты
Чувством великой любви к народу.
Все таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок. Эти мотивы
Одиночества находят воплощение в ряде основных образов его лирики :
Одинокий парус, одинокая сосна, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт
Безнадежно одинок. Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми
Разлад между мечтой и действительностью проникает и в прекрасное чувство
- любовь. В его любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной
Любви. Она приносит не радость и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов грустит, причем искренне, о том, что в жизни все так ничтожно
. Да и сама жизнь – пустая и глупая шутка. Как ни странно, ощущение
Постоянного одиночества не отрывает поэта от жизни, не уводит его в мир
Мечтаний и грез. Полагаю, стихотворение « Выхожу один я на дорогу »
Принадлежит к лучшим его творениям. Вместе с автором мы видим величие ночи
, очарование торжественной тишины и покоя. Это гимн красоте гармонии
Природы, которая не знает противоречий. Далее, от ночного пейзажа мысль
Переходит к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевный
Тревоги. В этом стихотворении взгляд поэта в большей степени сосредоточен
На душевных переживаниях человека. Лермонтов – глубокий и тонкий психолог
, который чутко раскрывает психологию своих героев, их мгновенные
Настроения и переживания.
Лермонтов – поэт настоящего, но чтобы хорошо знать настоящее, надо
Иметь хорошее представление о прошедшем. Лермонтов не был историком,
Однако, в своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты. Как
Истинно русский человек, как гражданин – патриот, он не мог не любить
Своей истории. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его
Общество, стараясь найти людей способных вывести отечество из кризиса,
Его усилия были тщетны. Таких людей он не нашел. Лермонтов пишет
Стихотворения, в которых слышится тоска о нравственной силе ушедших
Поколений.
В « Бородине » впервые в русской истории, историческое событие было
Увидено глазами русского народа, Бородинская битва пережита и осмыслена
Рядовым и основным ее участником – русским солдатом, от имени которого
Говорит Лермонтов. Читая, живо представляешь себе простого русского
Солдата :
Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою.
« Бородино » – глубоко русское произведение. В нем автор воскресил
Великие понятия родины и народа, чести и долга в их первоначальном
Значении. Мы всегда останемся благодарны поэту за то, что в скорбные дни
Национальной трагедии, когда пол – России топтали сапоги немецкихОккупантов, его строки будили в нас чувство долга. Тогда все войска
Оборонявшие Москву, повторяли крылатые строки : « Ребята! Не Москва ль за
Нами? Умремте ж под Москвой… »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений, посвященных
Русской истории. Поэма « Последний сын вольности » – это красочный рассказ
О жизни новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность. В
Поэме « Боярин Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного.
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства,
Свойственные поколению старого времени. Именно о таких людях он говорит в
Песне про купца Калашникова. Автор уходит в глубину веков и создает
Жизненную правдоподобную ситуацию, которая требует от главного героя
Свершения подвига во имя чести и долга. Мне кажется , что обращение
Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной
Гордости за дела своих предков, желанием пробудить у современников интерес
К славным страницам русской истории, и тем самым поднять их гражданский
Дух в мрачные годы николаевской реакции. И я согласен со словами В. Г.
Белинского, сказавшего, что он « вопрошал и допрашивал прошедшее, чтобы
Оно объяснило ему настоящее и намекнуло о будущем » .
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много
Размышлял о назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К
Другу», «Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи
О поэте и поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них
-отношение поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего
Места в обществе. В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство
Внутреннего разлада с миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист,
Читатель и писатель», «Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою
Идейно-художественную программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи
С общественными условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель»
Ведется разговор трех людей, представляющих основные движущие силы
Литературы того времени. Я считаю, что центральной фигурой этого
Стихотворения, отражающей точку зрения автора, является читатель, требующий
От поэта правды и силы. Читатель задает твердый и жесткий вопрос,
Обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда же,
Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?