Михаил Юрьевич Лермонтов
Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
263 сочинения
«Тема одинокого человека в творчестве»
Сочинение
Я думал: \"Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?\"
М. Ю. Лермонтов. Валерик
Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, нате или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства с ними.
Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая
\"Дума\".
Лирический герой \"Думы\" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного \"я\". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В \"Думе\" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые \"зарисовки\". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.
В стихотворении \"Гляжу на будущность с боязнью...\" он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Теперь смотрите, как развертывается строка \"Гляжу на будущность с боязнью\" в трагическую думу всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла...
И сразу возникают в памяти \"алмазной крепости\" строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы...
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя...
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.
Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с \"небом и землей\", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
...Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе \"Выхожу один я на дорогу...\", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как \"о ровном пути без цели\" рождает ощущение бесполезности желаний — \"что пользы напрасно и вечно желать?..\" Строка: \"И ненавидим мы, и любим мы случайно\" логически приводит к горькому выводу: \"На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно\".
Стихотворение \"И скучно и грустно...\", названное В. Г. Белинским \"похоронной песнью всей жизни\", перекликается с романом \"Герой нашего времени\". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении \"И скучно и грустно...\" и в романе \"Герой нашего времени\" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там \"мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски\". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что \"Парус\" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении \"Я не унижусь пред тобой...\" он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?
Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем \"я\", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.
Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?\"
М. Ю. Лермонтов. Валерик
Лирика М. Ю. Лермонтова никогда не перестанет восхищать и волновать читателей. В последнее время мы все чаще обращаемся к его духовному наследию, открывая новые стороны, заставляющие нас совершенно по-новому взглянуть на мир, нате или иные явления действительности. Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, — таковы первые горькие впечатления детства поэта. Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем из противоборства с ними.
Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его. Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая
\"Дума\".
Лирический герой \"Думы\" одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него. Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного \"я\". И самое страшное — порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя. В \"Думе\" поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые \"зарисовки\". Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме.
В стихотворении \"Гляжу на будущность с боязнью...\" он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки — это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
Теперь смотрите, как развертывается строка \"Гляжу на будущность с боязнью\" в трагическую думу всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно...
Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную.
Любви, надежд, добра и зла...
И сразу возникают в памяти \"алмазной крепости\" строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы...
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя...
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт — один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта.
Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова. Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции. Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с \"небом и землей\", борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
...Одна и грустна, на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес... Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихонько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе \"Выхожу один я на дорогу...\", написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Страшная духовная разобщенность с другими людьми — прямое следствие тех условий, в которые он попал по вине века. Поэт полон печальной безысходности, по нему мы можем судить, насколько далеко зашла болезнь общества. Представление о жизни как \"о ровном пути без цели\" рождает ощущение бесполезности желаний — \"что пользы напрасно и вечно желать?..\" Строка: \"И ненавидим мы, и любим мы случайно\" логически приводит к горькому выводу: \"На время — не стоит труда, а вечно любить невозможно\".
Стихотворение \"И скучно и грустно...\", названное В. Г. Белинским \"похоронной песнью всей жизни\", перекликается с романом \"Герой нашего времени\". Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости. В стихотворении \"И скучно и грустно...\" и в романе \"Герой нашего времени\" поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением. Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там \"мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски\". Печорин — не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что \"Парус\" у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении \"Я не унижусь пред тобой...\" он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле?
Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем \"я\", страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С. Пушкина.
Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе. Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.